Крупнейший (по формальному размеру) сотовый оператор России - МТС, принадлежащий АФК "Система" и контролируемый людьми Юрия Лужкова, наконец сознался в "воровстве денег" своих клиентов. Правда, при этом постарался перевести стрелки на мелкий бизнес - небольших субдилеров.
Сама по себе проблема "воровства денег" в МТС известна давно: еще года три назад, если не больше, владельцы сотовых аппаратов в курилках стали периодически жаловаться друг другу на то, что "только вчера заплатил тридцать баксов, сегодня сделал лишь два звонка - и уже минус". Однако трудность сбора юридически доказательной базы до сих пор заставляет брать слова "воровство денег" в кавычки. Между тем, фактом является хотя бы одно то, что годами слухи об этом самом "воровстве" ходят не в отношении "БиЛайна", не в отношении "Мегафона", МСС или "Сонета", а только в отношении МТС. Сердцу не прикажешь: обыватель упорно полагает, что именно МТС "ворует" его деньги.
Официальный PR МТСа пытался вяло это отрабатывать: по телевизору показывали новый билинговый центр, который вроде бы ускоряет списание денег со счетов абонентов. Кто-то пускал слух, что разговоры о "воровстве денег" в МТС якобы оплачивал из своего PR-бюджета "БиЛайн"... Однако все это не принесло результата. Между тем, как пишет пресса ("Газета.Ру"), МТС до сих пор, даже в своем новом pre-paid продукте "Джинс" не имеет on-line'овой системы биллинга - той, которая давным-давно есть в "БиПлюс", в "Секунде" МСС, где из-за израсходования средств может быть прерван даже текущий разговор. Возможно, недостатки биллинговой системы МТС связаны с ее перегрузом: сравнительно старая сеть просто не выдерживает такого количества абонентов.
Долгое время МТС все валил на этих абонентов и валил: мол, съездили вы в командировку - роуминг, говорили там каждый день, а счет от зарубежной компании пришел в МТС через неделю, когда вы были уже в Москве и поговорили всего две минуты - вот вам и иллюзия воровства денег. Благо, проверить это все нельзя, так как даже тем, кто не поленится поехать в офис МТС и сделать запрос - данные предоставят на основе коммутатора МТС: независимая экспертиза тарификации звонков здесь не возможна в принципе. Но все-таки немедленное списание денег со счета абонента в режиме реального времени помогло бы снизить накал страстей. МТС, похоже, отказалась сделать даже это. Или не смогла?
Теперь МТС решила признаться абонентам: да, их деньги пропадали. Но признаться странно: все решено свалить на дилеров (их у МТС около 60), но поскольку среди них есть и "зубастые", то даже не на них, а на субдилеров - мелких сошек, которые по договору с дилером продают SIM-карты в подземных переходах и на оптовках.
Якобы субдилеры продавали левые контракты. Так, газета "Коммерсантъ" в № 125 от 18.07.03. привела два свидетельства очевидцев: один воспользовался услугой заказа контракта по телефону, отправил ксерокопию своего паспорта, а через некоторое время обнаружил, что на его имя в МТС числится не один, а пять контрактов. При этом с настоящего счета были списаны деньги в пользу липовых должников. Газета приводит слова первого вице-президента МТС Михаила Сусова, который сказал, что компания не в состоянии определить число таких "левых" контрактов, но "это не более 5% подключений". Даже если поверить кровно заинтересованному в занижении этой цифры чиновнику - это гигантское количество, означающее сотни тысяч фиктивных контрактов. Интернет-сайт МТС сообщает: "В течение первого квартала 2003 года абонентская база МТС выросла примерно на 2,77 млн. человек" (всего у компании 11,22 млн. абонентов) - это значит, что доля "левых" может превосходить 138,5 тыс. - причем только за три месяца!
Появление "левых" контрактов было вызвано "злоупотреблениями", как выражаются в МТС, субдилеров - мелких безымянных торговых точек, работающих на рынках, с прилавков в помещении других магазинов и т.п. Ответственность перед оператором за деятельность субдилеров несет прямой дилер. Тот же Сусов рассказывает в прессе, как могучий МТС "борется" с пиратами: делается контрольная закупка "нашими людьми", и если устанавливается нечистоплотность продавца, то о нем сообщают дилеру, требуют разобраться... "Более эффективной меры не существует", - уверяет чиновник. Впрочем, МТС вроде бы наказал аж четырех дилеров расторжением контракта.
По действующим правилам, заключение контракта без оригинала паспорта невозможно. Однако субдилеры игнорировали эти правила, продавая уже оформленные на различных людей (даже не подозревавших об этом) контракты. Паспортные данные, по сведениям МТС, брались из различных баз данных, которые сейчас в большом количестве продаются по всей Москве. В частности, это могла быть и краденая абонентская база самой же МТС - кстати, очень символично, что в нелегальной продаже появилась именно абонентская база МТС, а не какой-то другой сотовой компании. Видимо, "левые" абоненты и утечка информации становятся фирменным стилем...
Делать фиктивных пользователей субдилерам, конечно, выгодно: за каждого МТС платит US$ 27 - 30. Другие сотовые компании, пишет пресса, не создают столь выгодных условий. Может, поэтому МТС и лидирует по числу абонентов. Но даже по липовым контрактам кто-то должен говорить: их продают. Клиенты мошенников в какой-то момент выяснили, что, купив контракт, можно вполне безнаказанно разговаривать "в минус". благо это позволяет биллинговая система оператора, не способная тарифицировать звонки в режиме реального времени, а также авансовая система оплаты некоторых тарифных планов МТС. Когда же в абонентской базе МТС у действующих абонентов появлялся второй контракт, но с минусом, то биллинговая система автоматически списывала туда деньги с плюсового контракта.
Бытовая логика подсказывает: компьютер легко может обнаружить (даже автоматически) контракты-двойники, а списание денег "со счета на счет" (если это было бы на самом деле единственной причиной "воровства денег") и вовсе просто отследить: сама же компания уверяет, что прежде чем списать деньги с одного номера в пользу другого они связываются с абонентом.
Все это наводит на мысль: история с субдилерами - это далеко не единственная причина "воровства денег" абонентов. Благо мелкие ларьковые субдилеры не смогут теперь отмыться: вряд ли у них хватит сил подать в суд на МТС за ущерб деловой репутации. Но даже если это правда, с трудом верится, что такой масштаб аферы (как впрочем и "воровство" клиентской базы) был бы возможен без сговора с кем-то из сотрудников внутри самой МТС. Можно предположить, что в компании завелся "крот", который камуфлирует собственное воровство под нечистоплотность "мелких субдилеров". Ведь в центральной базе данных доступно куда больше паспортных данных клиентов и другой информации, чем у уличного мелкого субдилера...
Как пишет "Газета.Ру", проблемы у МТС возникли по трём причинам. Первая - отсутствие должного контроля над дилерами. "При заключении договоров не проводится почти никакой проверки партнёров", - считает один из источников. Во-вторых, компания установила слишком большие комиссионные для дилеров, что делает мошенничество с контрактами выгодным. И наконец, третья причина - биллинговая система МТС, как уже было сказано, позволяющая уходить в минус.
Впрочем, по словам одного из источников, до массового всплытия левых контрактов такое положение вещей МТС устраивало. За счёт больших комиссионных обеспечивался нужный приток абонентов, столь необходимый компании для отчёта перед инвесторами. "Акции компании котируются на NYSE (Нью-Йоркская фондовая биржа) и любое снижение притока абонентов может значительно снизить их котировки, что повлечет за собой недовольство акционеров".
Вообще же, отмечает источник "Газеты.Ру", МТС максимально либерализовала свои отношения с дилерами прошлой весной, после того как за мизерный приток абонентов был уволен коммерческий директор компании Игорь Тимофеев. "Они просто не хотели второго Тимофеева, отсюда и весь этот бардак", - констатирует источник. И при чем же тогда здесь субдилеры?
Но не исключено, что вся история сводится к тому, с чего все начиналось: к деньгам. Как сообщает официальный интернет-сайт МТС, только в 1-м квартале 2003 года выручка МТС составила US$ 446,1 млн. Если за это время база абонентов выросла на те самые 2,77 млн. чел (это 24,69% от общей абонентской базы компании в 11,22 млн.), значит доля новых абонентов в квартальной выручке могла составить около US$ 110,13 млн. Считаем дальше: 5% от этой суммы (напомним: вице-президент МТС уверяет, что "левых" контрактов не более 5%) дает гигантскую цифру потенциального "воровства": US$ 5,51 млн.! Всего за три месяца! Или 22 с лишним миллиона "баксов" в год! За такие деньги стоит побороться: можно и несколькими дилерами пожертвовать, и PR правильный нанять.
|