Решение Уставного суда, постановившего на минувшей неделе, что городской административный комитет не имеет права на автономное существование, может иметь далеко идущие последствия.
Поводом для принятия именно такого постановления стали функции, которые были возложены на это смольнинское ведомство еще при его образовании. В городском Уставе прописано, что правовое обеспечение деятельности петербургской администрации обеспечивает канцелярия. Следовательно, передача этого права каким-либо другим ведомствам выглядит неуставной.
Напомним, что петербургские конституционные судьи однажды уже приходили к подобным выводам. Однако, после первого их решения, из первоначального названия "административно-правовой комитет" лишь удалили "правовую" составляющую. Функциональная же нагрузка оспариваемого ведомства, по сути, осталась прежней.
Изменение политической ситуации заставило снова вернуться к этому вопросу. После того как председатель комитета - вице-губернатор Анна Маркова - обнаружила в себе губернаторские амбиции, в Уставный суд ушел вторичный запрос депутатов ЗакСа, подвергающий сомнению уже не функции, а само существование возглавляемого г-жой Марковой ведомства. Решение по запросу было принято на следующий день после того, как Анна Борисовна подала в Горизбирком кандидатское заявление.
Впрочем, в ее окружении уже нашли схему, позволяющую административному комитету продолжить свое существование. Считается, что на этой неделе и.о. губернатора Александр Беглов может своим распоряжением образовать одноименный комитет в составе канцелярии администрации. Таким образом, сотрудники ведомства смогут заниматься "правовым обеспечением" деятельности Смольного уже на вполне законной основе, причем вне зависимости от дальнейшей кадровой судьбы своей нынешней начальницы.
Не менее занимательным в этой правовой коллизии выглядит другой момент. Решение Уставного суда доказало, что при желании вполне можно "подвесить" и другие структурные подразделения нынешней горадминистрации.
Дело в том, что в основном городском законе предусмотрено одновременное существование отдельно петербургского правительства и отдельно - петербургской администрации. Более подробное описание структуры исполнительной власти дает местный закон "О структуре администрации Петербурга", регламентирующий разделение полномочий между городскими ведомствами.
Сегодняшняя редакция Устава принималась еще до вступления в силу федерального закона "Об основах устройства госвласти в субъектах Федерации", который велит регионам выбрать для себя один руководящий орган - либо местное правительство, либо администрацию.
Мы уже сообщали, что в недрах полпредства подготовлен проект приведения Устава в соответствие федеральному законодательству. Среди прочих, эти поправки должны разрешить и сложившуюся коллизию. Если же процесс депутатских прений по поводу уставных изменений затянется, Смольный рискует лишиться еще нескольких комитетов, чей правовой статус, как теперь понятно, вовсе не является очевидным. Городская прокуратура просто пришлет в Мариинский дворец протест и на основной городской закон, и на закон "О структуре администрации Петербурга" - как на не соответствующие федеральному законодательству.
Другое дело: весьма маловероятно, что в Смольном до осени появятся еще какие-нибудь неугодные комитеты.
Сами вы нелегитимны!
Свою оценку решению Уставного суда "Делу" изложила петербургский вице-губернатор Анна Маркова.
- Я в свое время неоднократно подавала губернатору пояснения, что вся структура нашей администрации выстроена нелегитимно, поскольку у нас нет закона о схеме управления городом. По Уставу, городом у нас управляют правительство, канцелярия и губернатор. Поэтому под подобное решение - о незаконности существования - может попасть любой комитет городской администрации.
То же, что решение было принято Уставным судом именно по административному комитету, меня не удивляет: в связи с моими политическими устремлениями, я, по всей видимости, оказалась наиболее актуальна и нетерпима. Тем более что я всегда считала Уставный суд нелегитимным органом.
Правда, на мое существование это решение никак не повлияет. Вице-губернаторские полномочия возложены на меня по согласованию с ЗакСом. Что касается комитета, то он - под моим управлением - просто перейдет в структуру канцелярии администрации Петербурга и будет выполнять свои функции, как выполняет сейчас, например, комитет по местному самоуправлению (также входящий в структуру канцелярии).
Для меня в целом этот факт сыграет, скорее, положительную роль: чем больше информации, тем лучше. Решение это меня не смущает и на мои намерения не повлияет никоим образом.
Как я могу его оценивать? Если меня хотели таким образом "выбить" - что ж, это плохая работа профессионалов, занявшихся этим вопросом.
Досье
Уставный суд постановил, что положения пункта 1 статьи 5 закона Санкт-Петербурга от 25 сентября 1996 года № 112-44 "О структуре Администрации Санкт-Петербурга" (который относит Административный комитет к отраслевым органам исполнительной власти Петербурга) не соответствуют статье 38 Устава Санкт-Петербурга. Вместе с тем, положения статьи 8 оспариваемого закона (которая определяет предметы ведения Административного комитета) не соответствуют статьям 44 и 45 Устава Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 2 статьи 75 закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", признание нормативного правового акта либо отдельного его положения не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на не соответствующем Уставу Санкт-Петербурга нормативном акте.
|