"Ведомостям" удалось ознакомиться с предварительными условиями тендера на управление аэропортом "Шереметьево". Идея передачи управления аэропортом частным структурам принадлежит президенту "Альфа-групп" Михаилу Фридману. И именно "Альфу" сейчас называют наиболее вероятным претендентом на победу.
Несколько месяцев назад президент "Альфа-групп" Михаил Фридман направил премьер-министру Михаилу Касьянову предложение передать главный аэропорт страны - "Шереметьево" в управление компании "Альфа-Эко". Фридман сообщил, что "Альфа-групп" готова не только управлять аэропортом, но и финансировать строительство терминала "Шереметьево-3". Он крайне необходим аэропорту, рассчитанному на 9 млн человек в год: в 2002 г. он обслужил около 11 млн пассажиров. Но дальше закладки первого камня в начале 2001 г. его строительство не продвинулось.
Но вслед за "Альфой" появились и другие желающие поуправлять "Шереметьево". Как заявил Александр Лебедев, председатель правления Национального резервного банка, ставшего в начале года акционером "Аэрофлота", управлять воздушными воротами страны и строить терминал мог бы консорциум во главе с "Аэрофлотом" - базовым перевозчиком для "Шереметьево". По словам Лебедева, НРБ и ряд крупных банков готовы финансировать такой проект. А правительственные чиновники говорили, что шереметьевским аэропортом интересуется группа "Ист Лайн", управляющая аэропортом "Домодедово". В "Ист Лайн" эту информацию не комментируют.
В начале июля Михаил Касьянов объявил, что управляющая компания для "Шереметьево" будет определена на тендере, условия которого Минэкономразвития и Минимущество должны были разработать до 15 июля. Вчера "Ведомостям" удалось ознакомиться с предложениями этих ведомств.
Судя по документу, в конкурсе смогут участвовать только очень крупные компании, доля государства в которых не превышает 25% , и зарегистрированные не в офшорных зонах. Уставный капитал управляющей организации должен быть не менее 55 млн руб. , сумма собственных средств (ее или ее участников) - не менее $500 млн, а активы - не менее $2 млрд. Все эти данные должны быть подтверждены аудитором из "большой четверки", а сама компания (или ее участники) должна иметь аудированную отчетность по МСФО за последние три года.
От претендента потребуют серьезный инвестиционный опыт. "Управляющая организация или члены органов ее управления должны иметь опыт участия не менее чем в четырех инвестиционных проектах за период с 1. 01. 1998 по 1. 01. 2003 в различных отраслях народного хозяйства", - говорится в тексте. Совокупный объем инвестиций в эти проекты должен составлять не менее $55 млн, внутренняя доходность - не менее 100% , а совокупная капитализация на момент завершения проекта - не менее $450 млн.
"Складывается впечатление, что эти условия писались под "Альфу", - заявил "Ведомостям" правительственный чиновник.
Топ-менеджер "Альфа-Эко" признался "Ведомостям", что компания консультировала чиновников в процессе подготовки условий тендера. "Вокруг конкурсов по передаче в управление госсобственности во всем мире всегда много скандалов. И поэтому чем более четкими и прозрачными будут условия, тем лучше, - говорит он. - А чем выше барьер успешности, тем выше вероятность успешного развития бизнеса "Шереметьево". В том, что "Альфа-Эко" отвечает высоким требованиям, он не сомневается.
"Альфа-групп" уже зарегистрировала в марте ОАО "Альфа-Шереметьево" с уставным капиталом 60 млн руб. , его гендиректором стал вице-президент "Альфа-Эко" Игорь Барановский. Правда, в компании не говорят, чем будет заниматься новая структура.
В "Шереметьево" и НРБ отказались от комментариев до официальной публикации условий тендера. Но источник, близкий к банку, говорит, что активы НРБ, "скорее всего, меньше $2 млрд". А по словам представителя одного из возможных претендентов на "Шереметьево", требование 100% -ной доходности инвестпроектов ставит под вопрос участие в тендере иностранцев.
Впрочем, не исключено, что у "Альфа-групп" все-таки появятся сильные конкуренты. Например, во вчерашнем совместном пресс-релизе "Аэрофлота" и нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" говорилось, что "в связи с планируемым строительством терминала N 3 в "Шереметьево" компании "намерены развивать сотрудничество в реализации этого проекта". Впрочем, руководитель отдела по связям с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский заявил "Ведомостям", что нефтяная компания занимается только профильным бизнесом.
|