"Характер все более неприкрытого, острого и скандального противостояния приобретают события вокруг ЮКОСа. Если политическая элита вовсю рассуждает в связи с этим о «предвыборном наступлении питерских силовиков», то официальные комментарии до недавнего времени, по сути, отсутствовали. Что фактически подтверждало догадки об обострившемся конфликте в президентском окружении. До вчерашнего дня лишь вице-премьер Виктор Христенко выразил надежду, что правовая ситуация прояснится как можно скорее, иначе будет нанесен ущерб рынку. Вчера на эту тему высказался уже премьер.
«Такая форма, как арест по подозрению в экономических преступлениях, является чрезмерной мерой, есть достаточно других преступлений, где арест является необходимым», -- заявил он журналистам в ходе визита в Якутск. Вместе с тем Михаил Касьянов подчеркнул, что вопрос о выборе меры пресечения находится в компетенции правоохранительных органов. «Я не подвергаю сомнению этот принцип, но считаю, что в отношении экономических преступлений такая форма, как арест, чрезмерна», -- сказал глава кабинета министров, имея в виду арест Платона Лебедева.
Источник в правительстве в свою очередь заявил, что «здравомыслящая часть администрации президента и правительство считают, что похвальное дело борьбы с коррупцией не должно наносить вред российской экономике». Он же сказал, что «докажут вину г-на Лебедева или нет, но негативные последствия уже очевидны».
Характерно, что и среди представителей «питерской элиты» отсутствует сколько-нибудь единодушная поддержка акции силовиков. Высокопоставленный политик, традиционно относимый к питерским соратникам Владимира Путина, на днях весьма негативно оценил произошедший арест.
При почти уже единодушном мнении, что вся эта история имеет политические и коммерческие, а не правовые корни, перспективы ее завершения, соответственно, связывают с политическим (читай: президентским) решением. На собственно же правовом поле схватка может идти в режиме нон-стоп, причем все агрессивнее, поскольку хозяйственные споры мгновенно переводятся в разряд уголовных дел. И вал этих уголовных дел становится все выше.
Вчера представители Генпрокуратуры подтвердили информацию о начале проверки заявления главы госкомпании «Роснефть» Сергея Богданчикова, которое, не исключено, может стать поводом для возбуждения еще одного, уже пятого по счету уголовного дела в отношении менеджеров ЮКОСа. Речь идет о конфликте между двумя этими нефтяными компаниями по поводу списания 19% акций предприятия «Енисейнефтегаз» (ЕНГ) в пользу ЮКОСа со счетов Anglo-American Oil company (ASOC), подконтрольной «Роснефти». По версии представителей «Роснефти», злополучные акции были, по сути, украдены менеджерами ЮКОСа «с вопиющим нарушением норм российского и международного законодательства и цинизмом» и «пользуясь коррумпированностью некоторых представителей судебных органов власти России». Представители самого ЮКОСа вчера заявили, что считают сделку с акциями ЕНГ «абсолютно законной и прозрачной», и в свою очередь выступили с обвинениями в адрес «Роснефти». По их мнению, если компания г-на Богданчикова с чем-то не согласна, то ей следовало бы обращаться в арбитражный суд, а не в Генпрокуратуру, «игнорируя цивилизованную практику». При этом они отметили, что, судя по всему, таким образом «Роснефть» использует административный ресурс для получения необоснованных конкурентных преимуществ. Впрочем, представители обеих компаний не стали связывать их конфликт с задержанием Платона Лебедева: сделка, о которой идет речь, начиналась еще в апреле, списание акций было произведено 18 июня, а заявление в прокуратуру г-н Богданчиков подал больше двух недель назад. Но все же известно об этом стало именно в разгар нынешней схватки. Так же, как и еще об одном громком нефтяном деле.
Повестки о вызове на допрос сразу более 60 руководителей и ответственных сотрудников ряда нефтяных компаний России, как стало известно газете «Время новостей», на днях выписал Следственный комитет (СК) при МВД РФ. Связано это с масштабным милицейским расследованием о сомнительных сделках с активами «Зарубежнефти» и «Северной нефти». На допросах уже побывал глава первой структуры Николай Токарев, в ближайшее время в СК ждут Александра Самусева -- до 16 июня он возглавлял «Северную нефть», а ранее занимал посты замглавы ЮКОСа, замглавы Минфина и замглавы Минтопэнерго. Не исключено, что по этому делу следователи вновь пообщаются с Михаилом Ходорковским, а также Андреем Вавиловым. Правда, последний сейчас является членом Совета Федерации, и допросить его будет непросто.
Начало этому расследованию положило обращение представителей «Зарубежнефти». В прошлом году новые руководители компании, в том числе Николай Токарев, написали заявление в ГУБЭП МВД о том, что в результате ряда афер, совершенных при прежнем руководстве, «Зарубежнефть» потеряла порядка 100 млн долларов.
СК возбудил по этим фактам уголовное дело, и сейчас, по нашим данным, следователей интересует несколько эпизодов, где фигурируют ряд банков и такие нефтяные компании, как «Северная нефть», «Зарубежнефть», ЮКОС и др. Один из них относится к 1997 году, когда «Зарубежнефть» взяла в банке «Империал» два кредита почти на 10 млн долл. В качестве обеспечения банку были переданы облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), принадлежавшие «Зарубежнефти». По данным СК, потом «Зарубежнефть» кредиты вернула, но ОВГВЗ ей назад не поступили. (Более подробно об этом газета «Время новостей» писала 14 марта 2003 года.) Еще больше вопросов у следователей вызвали сделки, напрямую связанные с деятельностью «Северной нефти», «Зарубежнефти» и ЮКОСа.
«Зарубежнефть» в свое время получила 10% акций «Северной нефти», внеся в ее уставной фонд 5 млн долл. Также «Зарубежнефть» выдала «Северной нефти» через банк «Империал» кредит в 21 млн долл. Однако, как установил СК, потом структуры бывшего замминистра финансов Андрея Вавилова купили у «Зарубежнефти» 10% акций «Северной нефти» всего за 12 млн руб. (по тому времени -- около 400 тыс. долл.), что вызвало подозрения у милиционеров. Тем более что позже г-н Вавилов продал целиком всю «Северную нефть» компании «Роснефть» уже за 600 млн долларов.
Не все ладно, как выяснили в СК, было и с кредитом в 21 млн долл. В его обеспечение «Северная нефть» выдала «Зарубежнефти» свои векселя. Векселя постепенно погашались, но в прошлом году «Зарубежнефть» произвела странную сделку. Она передала векселя «Северной нефти» на 7 млн долл. фирме «Финансовая компания «Вексельная», которая расположена в здании Промсвязьбанка. А та отдала эти векселя компании ЮКОС-М, взяв взамен векселя Доверительного и инвестиционного банка (ДИБ) (одним из его акционеров является ЮКОС, и 1 июля в банке прошли масштабные обыски). Далее «Финансовая компания «Вексельная» обменяла векселя ДИБ на ценные бумаги Промсвязьбанка и передала их «Зарубежнефти», расплачиваясь ими за векселя «Северной нефти». И теперь следователи пытаются выяснить, зачем «Зарубежнефти» надо было обменивать ликвидные векселя «Северной нефти» на бумаги Промсвязьбанка.
11 июня СК в рамках этого расследования провел масштабные обыски в офисах «Северной нефти» в Орле и Москве, где изъял документы. А на следующей день на дверях этих помещений появились таблички «Приемная члена Совета Федераций РФ Вавилова А.П.». После этого сенатор Вавилов отправил ряд телеграмм и писем главе МВД Борису Грызлову и Генпрокурору Владимиру Устинову, заявив, что следователи незаконно провели обыски в его рабочих кабинетах.
И вот уже на днях сотрудники СК отправили 60 повесток с вызовами на допрос высокопоставленных работников «Северной нефти» и «Зарубежнефти». Самыми заметными персонами среди них являются Александр Самусев и финансовый директор «Северной нефти» Вадим Теремец. Двое последних пока к следователям не являются, а глава «Зарубежнефти» Николай Токарев, по нашим данным, заявил, что обмен векселей «Северной нефти» на векселя Промсвязьбанка был выгоден его компании. Также наши источники в спецслужбах не исключают, что в ближайшее время по поводу вексельной сделки они могут пообщаться и с некоторыми руководителями ЮКОСа, включая Михаила Ходорковского.
В «Роснефти», которой сейчас и принадлежит «Северная нефть», вчера от комментариев отказались. Неофициально же в компании нам рассказали: «Это все прошлая жизнь «Северной» нефти», события происходили до покупки компании «Роснефтью». Самусеву мы предложили новый контракт, но он сам отказался, и с 19 июня «Северную нефть» возглавил Нестеренко. Сейчас мы уладили большинство конфликтных моментов по «Северной нефти», в том числе и с ЛУКОЙЛом, но, конечно, некоторые проблемы, в том числе связанные с долговыми обязательствами «Северной нефти», остались. Со следственными органами мы активно сотрудничаем, поскольку сами заинтересованы в объективном расследовании».
«В свое время «Зарубежнефть» попросила «Империал» выдать «Северной нефти» кредит в 21 млн долл., -- рассказал в свою очередь газете «Время новостей» президент банка «Империал» Владимир Форосенко. -- В качестве обеспечения кредита они выдали нам векселя «Империала». Позже «Зарубежнефть» нашими акциями погасила долг, а «Северная нефть» проценты по кредитам «Империалу» так и не заплатила. С пенями долг составляет уже 35 млн долл. Мы боремся за эти деньги через суды».
«Не хочу ковыряться во всем этом дерьме. Этим любят заниматься сотрудники Следственного комитета, вот к ним и обращайтесь», -- заявил нам Николай Токарев. Андрей Вавилов оказался вчера для комментариев недоступен."
|