В цикле наших замеров "губернаторских рейтингов" этот опрос был последним, когда слово "претендент" еще могло сопровождаться прилагательным "условный".
Когда материал готовился к печати, избирательная кампания уже стартовала, но из тех возможных участников выборов, чьи имена в последние месяцы были на слуху, официальное уведомление было подано в горизбирком только главным претендентом.
Опрос общественного мнения, проведенный по заказу "Дела" исследовательской фирмой АСИ (ген. директор - Татьяна Шайдарова, научный руководитель - Роман Могилевский; телефонный опрос 500 петербуржцев по представительной выборке) был выполнен 30 июня - 1 июля.
Именно в эти дни городские законодатели назвали дату выборов - 21 сентября, после чего два потенциальных претендента, из месяца в месяц занимавшие высокие позиции в наших рейтингах, - Оксана Дмитриева и Ирина Хакамада - объявили, что бороться за Смольный не будут.
А незадолго до этого Валентина Матвиенко, упреждая официальное начало кампании, твердо заявила, что выдвинет свою кандидатуру. И тогда же два других солидных "кандидата в кандидаты", Степашин и Селезнев, столь же твердо обещали не участвовать в конкурсе за смольнинское кресло.
К этому добавились первые более или менее конкретные соображения на наши предвыборные темы, публично сделанные Владимиром Яковлевым в новом своем вице-премьерском качестве, а также первые слова открытой поддержки, высказанные Владимиром Путиным Валентине Матвиенко.
А если ко всему этому прибавить еще и бурное информационное наступление по всему городскому медиа-полю, и смену руководства на ТРК "Петербург", сопровождавшуюся уходом оттуда журналистов, которые служили лицом телеканала в позднеяковлевскую эпоху, то нетрудно представить, насколько многообразны были политические впечатления сограждан именно в те дни, когда они отвечали на вопросы социологов.
Неудивительно, что их ответы отобразили довольно резкое изменение умонастроений.
Прогноз получился безвариантным
Начнем с привычной таблицы "губернаторских рейтингов" (еще раз напомнив, что претенденты в ней в последний раз - "условные").
Выборы следующего губернатора Петербурга назначены на 21 сентября. За кого бы Вы проголосовали?
Май / Июль
Валентина Матвиенко 25% / 38%
Оксана Дмитриева 7% / 10%
Сергей Степашин 6% / -
Анна Маркова 1% / 6%
Ирина Хакамада 6% / -
Юрий Болдырев 5% / 4%
Сергей Глазьев - / 4%
Геннадий Селезнев 4% / -
Андрей Лихачев 4% / 3%
Сергей Миронов 3% / -
Михаил Амосов 1% / 2%
Игорь Артемьев - / 2%
Вадим Тюльпанов 1% / 1%
Сергей Прянишников - / 0,2%
Кто-то другой 3% / 1%
Голосовал бы против всех 10% / 6%
Затрудняюсь ответить 17% / 21%
Не пошел бы голосовать 6% / 3%
Эта таблица не смогла угнаться за всеми последними изменениями политического ландшафта. Но именно поэтому удалось засечь, что накануне самоотвода Оксана Дмитриева успела-таки получить некоторую часть яковлевского электорального наследства: ее рейтинг после нескольких месяцев застоя и упадка вырос, хотя и не очень резко.
Заметно больший скачок претерпела популярность другой политической наследницы Владимира Яковлева - вице-губернатора Анны Марковой. Из нижней части таблицы она переместилась почти на самый верх.
Но при этом впечатляет дистанция между Валентиной Матвиенко и этим ее главным на сегодня конкурентом. Львиная доля потенциальных сторонников "сошедших с дистанции" Степашина, Миронова и Хакамады перешла на сторону Матвиенко.
Любопытно и то, что Матвиенко перестала быть преимущественно "женским" кандидатом (за нее сейчас 35% принявших участие в опросе мужчин и 40% женщин). "Женский" кандидат на сегодня - Маркова: сторонниц у нее вдвое больше, чем сторонников.
Некоторый интерес вызывают 4% "голосов", совместно набранных двумя яблочниками - Амосовым и Артемьевым (в майском составе претендентской команды присутствовал лишь один из них и набрал 1%). Это говорит о наличии некоторых резервов на этом участке политического поля - не слишком, впрочем, больших.
Столько же, сколько яблочники, набрала и впервые включенная в рейтинг надежда российских левых - Сергей Глазьев, о возможности участия которого в наших выборах иногда говорят. Потому ли, что говорят не в полный голос или же по другим причинам, но его результат пока не выше, чем был у Селезнева - претендента вполне безнадежного.
Итак, первый раунд избирательной кампании убедительно выигран Валентиной Матвиенко. Притягательная сила нескольких других центров кристаллизации голосов оказалась заметно меньшей, чем политический ресурс претендента N1.
Продолжали понемногу слабеть позиции тех "старых" возможных кандидатов, которые в эти дни отмалчивались, - Болдырева и Лихачева.
И уж совсем нулевым оказался потенциал новичка нашего списка, продюсера эротических фильмов Сергея Прянишникова, объявившего о неких губернаторских планах, - из всей выборки эти планы поддержал лишь один юноша из младшей возрастной группы.
В таких обстоятельствах политический прогноз, сделанный участниками опроса, оказался безвариантным.
Независимо от Ваших личных симпатий, как Вы считаете, кто победит на этих выборах?
Фамилии условных претендентов, набравших меньше 1% "голосов", не приводятся
Валентина Матвиенко 75%
Оксана Дмитриева 2%
Анна Маркова 1%
Игорь Артемьев 1%
Затрудняюсь ответить18%
Можно ли сказать, что Валентина Матвиенко выиграла кампанию, не успев ее начать? Ответ на этот вопрос зависит от ответов на два других: какие факторы определяют позицию избирателей и есть ли среди них такие, которые способны эту позицию изменить?
Голоса из Москвы
Президент поддержал Матвиенко. Впрочем, такой же совет он давал петербургским избирателям и в 2000 году и успеха не имел.
Повлияет ли на Ваш выбор поддержка президентом Путиным кого-либо из кандидатов в губернаторы?
Определенно повлияет 31%
Скорее, повлияет 22%
Скорее, не повлияет 11%
Определенно не повлияет 28%
Трудно сказать 8%
Среди тех, кто младше 35 лет, число ответивших: "определенно не повлияет" и "скорее не повлияет" выше среднего и примерно равно количеству высказавших мысли противоположного характера. Но очевидно, что сегодня число петербуржцев, готовых присоединиться к мнению президента, велико, как никогда.
Действительно ли они заранее были готовы принять любой совет Путина или же Путин дал им именно тот совет, который они готовы были принять, но результат впечатляет. Особенно если сравнить его с отношением к советам ставшего москвичом Владимира Яковлева.
Повлияет ли на Ваш выбор поддержка Владимиром Яковлевым кого-либо из кандидатов в губернаторы?
Определенно повлияет 8%
Скорее, повлияет 13%
Скорее, не повлияет 24%
Определенно не повлияет 44%
Трудно сказать 11%
Доля петербуржцев, полностью или частично остающихся под влиянием Яковлева (21%), примерно равна его губернаторскому рейтингу в последние месяцы правления. Видимо, таков и предельный потенциал кандидата, выступающего как наследник старого губернатора.
Ясно, что для победы этого не хватит даже в самом благоприятном для данного кандидата случае - при энергичной и самоотверженной поддержке Яковлева.
Впрочем, такой драматический поворот событий довольно трудно себе представить. Идеализм никогда не входил в перечень личных качеств Владимира Анатольевича, всегда отступая перед здоровым прагматизмом. Его слова о том, что Валентина Ивановна имеет наибольшие шансы на победу, - это если и не стопроцентная ее поддержка, то уж, во всяком случае, внятный отказ поддержать кого-нибудь другого.
Таким образом, рекомендации влиятельных лиц уже высказаны, они сделали свое дело, и других советов сверху, видимо, больше не последует.
Голоса из телевизора
Основные телеканалы и значительная часть печатной прессы выбирают Валентину Матвиенко. Одни - с большей, другие - с меньшей определенностью. Но тех, кто "ведет" каких-либо других кандидатов, сегодня практически не видно.
Как Вы считаете, в какой степени на Ваш выбор влияет позиция средств массовой информации в отношении кандидатов в губернаторы?
Сильно влияет 24%
Оказывает определенное влияние 34%
Скорее, не влияет 14%
Совершенно не влияет 21%
Трудно сказать 7%
На первый взгляд, сила воздействия СМИ выглядит очень внушительной. Хотя заслуживает внимания тот факт, что число отказавшихся признать их влияние (в общей сложности 35% опрошенных) лишь в полтора раза уступает числу тех, кто такое влияние полностью или частично признает.
Опыт показывает, что советы, излагаемые СМИ, имеют должный эффект не во всех ситуациях, а только в тех, когда на эти советы есть реальный спрос зрителей и читателей. Косвенная иллюстрация этому - высказанные участниками опроса оценки июньских событий на телеканале "Петербург".
Какое впечатление произвели на Вас кадровые перестановки на телеканале "Петербург" ("Пятый канал")?
Положительное 7%
Отрицательное 9%
Ничего не знаю об этом 44%
Не смотрю этот канал 25%
Трудно сказать 15%
Больше всего бросается в глаза скромный общественный эффект "петербургского" переворота - лишь шестая часть участников опроса (в общей сложности 16%) высказала хоть какое-либо мнение на этот счет. Причем эта доля практически одинакова во всех половозрастных группах опрошенных. Как видим, политически окрашенный скандал в СМИ имел место, а вот спроса снизу на него почти не было.
Молодежь если как-то и относится к этим событиям, то чаще отрицательно, чем положительно, но в подавляющем большинстве абсолютно к ним безразлична. Среди тех, кому от 35 до 55 лет, одобряет переворот на "Пятом канале" несколько большее число людей, чем осуждает.
И только среди самых пожилых петербуржцев (65 лет и старше) та их часть, которая имеет на этот счет мнение, настроена однозначно: 14% осуждают и всего 2% одобряют. Что и понятно: именно в этой возрастной категории группировались основные зрители и болельщики закрытых и приостановленных передач.
Можно сделать вывод, что те или другие повороты в позициях СМИ сами по себе обычно не вызывают настоящий общественный резонанс. Другое дело, если происходит общественно значимое событие. Применительно к нашему предвыборному политическому полю, таким событием, в принципе, могло бы стать неожиданное включение в борьбу некоей мощной и популярной фигуры. Готовы ли петербуржцы к встрече с таким человеком?
Хорошо замаскированная готовность
Как Вы считаете, есть ли в городе сильные претенденты, которые пока не заявили о своем намерении участвовать в выборах губернатора Петербурга?
Есть, и я могу назвать, кто 4%
Думаю, есть, но не могу назвать 38%
Нет 40%
Трудно сказать 15%
Как видим, число петербуржцев, верящих в наличие сильных претендентов, равно числу не верящих в их существование. Отсюда вроде бы следует, что выбор города еще не окончателен и выход на сцену какой-либо сильной личности может вернуть борьбе остроту.
Но когда дело доходит до имен, как-то сразу становится ясно, что сильные личности у нас в большом дефиците.
Лишь немногие из опрошенных назвали кого-то конкретного. Да и кого? Немного чаще других - спикера Селезнева и Оксану Дмитриеву. По одному-два упоминания у прочих условных кандидатов из нашей таблицы. А фамилию Владимира Яковлева вспомнил только один участник опроса.
Теоретически часть горожан была бы не прочь, если бы схватка за Смольный приобрела более жесткий характер. Но именно теоретически. Запасных героев у петербуржцев сегодня нет, да они не так уж и склонны их искать. И вот почему.
Плохого не ждут
Как Вы думаете, после избрания нового губернатора ситуация в городе улучшится или ухудшится?
Ситуация улучшится 36%
Ситуация ухудшится 4%
Ситуация не изменится 41%
Трудно сказать 19%
Дело, может быть, даже не в том, что доля оптимистов довольна внушительна (их столько же, сколько собирается голосовать за Валентину Матвиенко).
Не менее, а пожалуй и более важно, что число тех, кто считает, что дела пойдут хуже, чем сейчас, близко к нулю. И во всех группах опрошенных (при том, что среди людей средних и пожилых лет доля оптимистов выше средней, а те, кому 35 или меньше, чаще выбирают вариант: "ситуация не изменится").
Придя в город в подходящее время, Валентина Матвиенко стала обладателем того кредита доверия, который не могла получить три года назад, в эпоху расцвета яковлевской мифологии. За последние пару лет Петербург откровенно устал от яковлевского правления. Он не испытывает тревоги из-за того, что оно раньше срока прервалось, и готов к переменам, хотя и не очень ясно представляет, к каким именно.
Исход кампании выглядит сегодня решенным, хотя сама кампания с большим или меньшим числом неизбежных сюрпризов - впереди. Ведь до Смольного еще почти 80 дней.
|