Вскоре после того, как президент "СИБУРа" Яков Голдовский заявил на заседании совета директоров "Газпрома" о возможном дефолте химической компании, для столь мрачного прогноза появились первые основания. "ЮКОС" предъявил "Газпрому" к оплате прогарантированные газовой монополией векселя "СИБУРа" на 3 млрд руб. Если эти векселя не сможет оплатить сам "СИБУР", на плечи "Газпрома" могут лечь и другие обязательства дочерней компании.
О том, что "ЮКОС" предъявил "СИБУРу" авалированные "Газпромом" векселя на 3 млрд. руб. , "Ведомостям"сообщил источник, близкий к "Газпрому". Этого не стали отрицать и в нефтяной компании, добавив, что "ЮКОС является кредитором и "СИБУРа" и "Газпрома" и у нас не было проблем с погашением этих долгов". От более подробных комментариев на эту тему в компании отказались. Между тем, в случае отказа "СИБУРа" расплатиться по векселю, это придется делать "Газпрому".
Вчера представитель пресс-службы "Газпрома" официально заявил "Ведомостям", что ни один из векселей "СИБУРа" авалированных "Газпромом", в компанию не предъявлен, хотя срок погашения одного из них, выданного "ЮКОСу", уже наступил. Представитель пресс-службы отказался назвать количество и сумму гарантированных "Газпромом" векселей "СИБУРа", сославшись на корпоративную этику. Между тем источник, близкий к "СИБУРу", оценил объем этих обязательств больше, чем в $300 млн.
"Предъявление векселей прошло в рамках плановых, заранее согласованных договоренностей между "СИБУРом", "Газпромом" и "ЮКОСом", - сказал "Ведомостям" вице-президент "СИБУРа" Сергей Зенкин. При этом другой топ-менеджер "СИБУРа" добавил, что "ЮКОС", "СИБУР" и "Газпром" сейчас находятся "внутри переговорного процесса".
"Отказа погашать векселя не было однозначно", - утверждает еще один представитель этой компании, отмечая при этом, что "никто день в день векселя не погашает". Добиться в компании прямого ответа на вопрос, согласен ли "СИБУР" погашать предъявленные векселя, "Ведомостям" не удалось. А по поводу возможности перехода этих обязательств на "Газпром", топ-менеджер газохимической компании сказал, что "решение принято между дочкой и материнской компанией. Им ( "Газпрому") известно о наличии таких обязательств".
Таким образом, слова Голдовского о близком дефолте его компании имеют для "Газпрома" вполне практический смысл - в виде угрозы дополнительных расходов. Встревожили они и участников рынка ценных бумаг. По словам аналитика "Тройки Диалог " Валерия Нестерова, это неосмотрительное заявление повлекло за собой продажи облигаций "СИБУРа". А котировки бумаг упали на 5%.
Вице-президент компании Сергей Зенкин говорит, что его руководитель имел в виду не грядущее предъявление векселей, а проблемы с эмиссией: задолженность "СИБУРа" перед "Газпромом" должна была капитализироваться в акции третьей эмиссии и если этого не произойдет, встает вопрос о реструктуризации этих долгов, потому что "СИБУР" не готов к их выплате. Назвать даже приблизительную сумму этих долгов Зенкин отказался, сославшись на конфиденциальность взаимоотношений с "Газпромом".
Но аналитики считают, что и злополучный вексель играет важную роль в этой истории. Ведь на следующей неделе совет директоров газовой компании должен вновь вернуться к обсуждению мучительной дилеммы - покупать или нет акции третьей эмиссии "СИБУРа". "Судя по времени предъявления требования это похоже на форму давления на "Газпром" со стороны "СИБУРа" для того, чтобы газовый монополист выкупил эмисси, - считает Нестеров. - У "Газпрома" сейчас не самое блестящее финансовое положение, и обращение "СИБУРа" за финансовой помощью весьма несвоевременно".
Однако аналитик Alfa Securities Сергей Глазер считает, что в случае отказа "СИБУРа" платить по обязательствам, может повториться сценарий, уже реализованный с "Медиа-Мостом": "Газпром" превратится в крупнейшего кредитора дочерней компании и сможет восстановить полный контроль над ней через банкротство, не вкладывая деньги в выкуп дополнительной эмиссии. "С точки зрения расхода денежных средств банкротство может быть самым рациональным способом для "Газпрома" восстановить контроль над "СИБУРом", - считает Глазер. Сейчас "Газпром" не имеет большинства в совете директоров дочерней компании и у него практически нет возможности уволить ее президента. По мнению члена совета директоров "Газпрома" Бориса Федорова, "СИБУР" существует за счет внешних вложений и без поддержки "Газпрома" у нефтехимической компании будет "негативный капитал". По его словам, это стало открытием для некоторых коллег Федорова по совету директоров "Газпрома".
|