В аппарате правительства разработана "особая схема" нейтрализации бывшего питерского губернатора
Начало массового сезона отпусков и внезапные кадровые решения Кремля, обрушившиеся на правительство, обострили борьбу заинтересованных лоббистских групп за влияние на кабинет министров. Вскоре после ухода из Белого дома Игоря Шувалова поползли слухи, что здание на Краснопресненской набережной в ближайшее время покинут другие члены его команды - заместители главы аппарата Александра Левицкая и Алексей Волин. Вчера стало известно, что новоиспеченный глава аппарата Константин Мерзликин пребывает в краткосрочном отпуске. И почти одновременно усилилась циркуляция разговоров о том, что в отпуск уйдет и на работу уже не вернется Алексей Волин.
По косвенным признакам, как рассказывают завсегдатаи волинского кабинета, Алексей Константинович действительно готовился к переезду: со столов исчезла сувенирная продукция, со стен - любимые "пейзажи". Впрочем, наблюдения относятся к первым дням после ухода Шувалова. Звонок обозревателя "НГ" застал Волина на рабочем месте.
- Я ни в какой отпуск в ближайшее время не собираюсь, - прокомментировал замглавы аппарата слухи о скорой отставке. - Есть три условия, при которых я покину нынешнюю должность. Если моей работой будут недовольны работодатели, я буду недоволен своей работой или же мне сделают крайне интересное предложение.
Ни одного из трех составляющих сегодня Волин "не наблюдает". При этом выборная нива политтехнолога (Волин признан одним из ярких пиарщиков), как заметил замглавы аппарата, отвечая на вопрос о возможном "предвыборном отпуске", - его не интересует: "Конфигурация не та". К тому же предложений "не поступало". А если бы таковые были и заинтересовали, то "обсудил бы со своим работодателем". Впрочем, истинным работодателем и последней инстанцией в кадровых назначениях правительства, безусловно, и это показывают последние назначения, является отнюдь не Михаил Касьянов, а Владимир Путин и его советчики. Так, на вопрос о том, кто же все-таки принимал окончательное решение по переводу Шувалова, Волин отвечает: "Это решение Шувалова с согласия председателя правительства".
При всей сумятице, которую довершил приход нового вице-премьера Владимира Яковлева, вряд ли Касьянов согласился бы сейчас дестабилизировать работу своего аппарата. Нынешний аппарат, хотя и неоднороден по своей принадлежности к тем или иным группам и идеологиям, отличается одной общей идеей: команда выстроена под председателя кабинета и играет по четким, хотя и неписаным правилам. И Марина Левицкая (отличный экономист и экс-советник Александра Волошина), и Михаил Тринога (представитель "Газпрома"), и Евгений Арефьев (опытный бюрократ, сидящий в БД чуть ли не с советских времен), и Александр Козлов, и "новенький" зам по специальным поручениям Олег Буклемищев (креатура Мерзликина) - каждый является профессионалом во вверенной им области и так же профессионально играет в "аппаратной" лиге.
Так, по словам одного из старожилов Белого дома, руководство аппарата с любопытством ждет прихода нового вице-премьера и готово исполнять партию, написанную для него Кремлем. Амбициозному самостоятельному экс-губернатору, по информации "НГ", уже готовят "теплый прием". Не без советов своего аппарата Михаил Касьянов разрабатывает "особую схему" полномочий Яковлева. Обещанная ему роль - строителя, транспортника и коммунальщика должна остаться всего лишь красивой оберткой. Аппарат призван постараться, чтобы при перераспределении обязанностей Яковлев не оттянул на себя реальные рычаги ни Виктора Христенко, ни Бориса Алешина, ни Галины Кареловой, которые в отличие от Яковлева знают цену аппаратной "дружбы".
Что же касается "уволенного" Волина, то его, как говорят сведущие люди в правительстве, с Константином Мерзликиным связывают не просто конструктивные рабочие отношения (как в случае с Игорем Шуваловым), но теплые дружественные связи. Как, собственно, и с кремлевскими покровителями Шувалова, которым в кризисный для правительства момент вряд ли захочется выводить из обоймы проверенных людей.
|