В преддверии 300-летия нашего города оживленно обсуждается вопрос о передаче ему части столичных функций.
Кто "в гости к нам"?
Вопрос этот не нов. Петербург всегда двойственно относился к тому, что перестал быть столицей. С одной стороны, за ним прижилось прозвище "города с областной судьбой". С другой, как ни странно, утрата "столичности" спасла его красоты, архитектуру прежде всего. Ряд исследователей делает предположение, что сохранись столица в Петербурге - точнее Ленинграде, большевики постарались бы вместо московского храма Христа Спасителя взорвать Исаакиевский и Казанский соборы. И это недалеко от истины. Мало кто знает, что на конец июня 1941 года уже был назначен взрыв, который должен был стереть с лица земли храм Спаса-на-Крови.
Однако с начала 1990-х годов Петербург, при всех изломах своей судьбы, вновь стал ощущать себя городом общероссийского, мирового значения. В таком контексте политическая элита и начала обсуждать проблему передачи ему хотя бы части столичных функций. Естественно, что такие дискуссии окрепли, усилились после того, как наш земляк, петербуржец Владимир Путин, стал российским президентом.
Мировая практика свидетельствует, что децентрализация столичных функций возможна, а порой необходима. Долгие годы столицей ФРГ был незаметный до того город Бонн. Но и сегодня в Германии Центральный банк расположен во Франкфурте-на-Майне, а высшие судебные инстанции - в Карлсруэ, древней столице императора Карла Великого. Путин, как известно, хорошо знает Германию, опыт управления этой страной. Вот такой германский управленческий опыт он вполне может применить и к России, на что сам Путин неоднократно намекал. Естественно, что первой целью в этом плане стал Петербург, отмечающий свое трехсотлетие.
Как показывают опросы, сами горожане отнюдь не горят желанием стать столичными жителями, считая, что наш город самодостаточен, ценен сам по себе. Но одновременно они приветствовали бы ситуацию, при которой часть важных федеральных учреждений работала бы у нас.
Кажется, что осталось решить технические вопросы: кто "в гости к нам", а точнее, не в гости, а на место постоянного пребывания. Пару лет назад спикер Госдумы Геннадий Селезнев выдвинул идею о строительстве на окраине Васильевского острова нового общероссийского парламентского центра. Вероятно, подразумевалось, что именно сюда переедет Федеральное собрание - и Дума, и Совет Федерации. Селезнев даже пригласил осмотреть макет стройки губернатора Яковлева. Но дальше осмотра макета дело не пошло.
Затем сам Яковлев несколько раз говорил о том, что неплохо было бы "переселить" к нам Центральный банк. Но и эта неплохая идея не получила развития. И вот - внимание! В последние дни в политических кулуарах стали поговаривать, что во время "юбилейного" визита в Петербург президент Путин огласит указ о переводе на берега Невы высших судебных учреждений: Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов. Косвенное подтверждение таких намерений содержалось в недавнем интервью полпреда В. Матвиенко программе "Намедни" на НТВ. Валентина Ивановна высказала, как она подчеркнула, свое личное мнение, в соответствии с которым одна из ветвей власти, например, судебная, могла бы получить питерскую прописку. Вполне вероятно, что таким образом г-жа Матвиенко начала готовить нас, так сказать, психологически, к тому, что Петербург станет столицей российского права, столицей отечественной юриспруденции.
Уникальный шанс
Многое говорит в пользу такого решения. Сам президент - юрист, выпускник Петербургского университета. С юрфака - немалая часть его команды. Традиционно основные законы России до 1917 года принимались, а главное, разрабатывались именно здесь. Так что можно говорить о восстановлении исторической справедливости.
Есть еще одно косвенное подтверждение такого предположения. Это передача в ведение Управления делами президента двух исторических зданий в центре города, тех, где сейчас располагаются Исторический архив и Институт растениеводства. До сих пор федеральные власти хранят упорное молчание относительно их будущего предназначения. Полагаю, как раз потому, что они связаны обещанием, данным президенту, не разглашать раньше времени, что здания предназначены именно для высших судебных учреждений. Безусловно, понятно волнение питерской интеллигенции, озабоченной грядущим переездом. Можно выходить на митинги и стоять в пикетах. Но необходимо искать компромисс. Он может заключаться в твердом, письменном обещании федеральных властей, и лично президента, что город получит новые, мирового класса архивохранилище и новый комплекс Института растениеводства. Общественности необходимо добиваться, чтобы в конкурсные комиссии по выбору проектов были включены крупнейшие специалисты, а само строительство велось Управлением делами президента. Пример того, что эта организация способна работать на высоком уровне, - Константиновский дворец в Стрельне. Как бы не ругали эту стройку, она, несомненно, является одним из настоящих питерских чудес.
Города, где расположены высшие учебные заведения, везде пользуются уважением . Это не противоречит статусу, пусть и неофициальному, "культурной столицы". Ибо право - такая же неотъемлемая часть культуры, как музыка, театр, архитектура.
Повторю - мы строим предположения об изменении статуса Петербурга. Ближайшие две недели покажут, оправдались ли наши предположения. Вообще, подготовка к трехсотлетию шла, как говорится, неоднозначно. Не все удалось сделать. Порой предъюбилейные хлопоты переходили в разряд политической борьбы, доводя политическую жизнь едва ли не до точки кипения. Но вот почти все позади. Сегодня ясно: президент неравнодушен к своему городу. 40 миллиардов рублей, перечисленных из федеральной казны на петербургские нужды, конечно, не могли разрешить всех накопившихся проблем. И все же нужно подходить ко всему объективно. Город получил уникальный исторический шанс стать более известным во всем мире. Этот шанс надо использовать. И если Путин все-таки сделает подарок, о котором мы говорили, - новый импульс будет получен.
|