Депутаты приняли... новый закон о выборах губернатора
Городской парламент вновь проявил интерес к надвигающимся перевыборам градоначальника. На этот раз народные избранники ограничили расходы всех кандидатов в губернаторы на предвыборную кампанию смешной суммой - в 100 тысяч рублей.
Торопливость нужна
Парламентарии спешат. Уже 3 июля они уйдут на каникулы, как и школьники - до сентября. А за оставшиеся полтора месяца нужно успеть многое, и прежде всего подготовить законодательную базу дли выборов градоначальника. Три недели назад народные избранники передвинули дату перевыборов с апреля 2004-го на декабрь 2003-го. Однако этого оказалось мало, теперь депутаты решили разобраться с переизбранием губернатора досконально. Для чего был сочинен новый законопроект "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга".
Вообще-то, у депутатов ЗакСа такая традиция - все менять непосредственно под выборы. Аналогичная ситуация была перед схваткой Яковлев-Собчак в 1996 году. Тем более что и прокурор Петербурга Николай Винниченко, уже освоившись на новом посту, поторопил парламентариев своим протестом. Протестует он по поводу несоответствия федеральных законов и городских. Мол, градоначальника будем выбирать нового, а законы старые - непорядок. Например, не понравилось господину Винниченко, что претендовать на губернаторское кресло могут только персоны, постоянно проживающие в Петербурге. Это плохо сочетается с новыми веяниями. Не даром федеральный центр последнее время сватает на питерский престол все больше москвичей, точнее "московских питерцев".
И вот депутаты напряглись. Законопроект был рожден. Причем за тяжелый законотворческий труд сами парламентарии не взялись, доверив его некоему "творческому коллективу", состоящему из неназванных "специалистов". Недаром глава комитета по законодательству Игорь Михайлов честно признался: "Личных идей депутата Михайлова в законе нет". Тем не менее народные избранники поддержали идеи "специалистов" единогласно. Из 34 голосовавших ни одного противника или воздержавшегося не нашлось. Документ принят в первом чтении.
Что федеральным хорошо, городским - смерть
Мало кто сомневается, что городской закон действительно устарел. Последние выборы губернатора в 2000 году уже проводились с опорой на федеральное законодательство. Поэтому не менять было нельзя. Но некоторые изменения оказались, мягко говоря, странными. Так, кандидатам в губернаторы уже никто не запрещает выступать по телевидению и радио в ином статусе, само собой, не оплачивая свои появления в эфире из кандидатского фонда. Не секрет, что занимающие высокие должности претенденты любят в канун выборов проинформировать народ о своей деятельности, жизни и высказаться по всем проблемам как местного, так и общепланетарного масштаба. Старый закон заявлял четко: хочешь информировать - плати, причем не из кармана, а из избирательного фонда, как все. Теперь иначе.
Одной рукой даря свободу отдельным кандидатам, другой депутаты жестко ставят на место всех остальных: бесплатное эфирное время сокращено с 75 до 60 минут на брата (или сестру). Видимо, за ненадобностью отпала телевизионная десятиминутка, на которую ранее имел право каждый кандидат за два дня до выборов. Туда же, судя по всему, выпали и теледебаты между первым и вторым туром, оказавшиеся как-то не к месту.
Чем дальше, тем интереснее, а что самое главное - демократичнее. Согласно новому закону, все городские чиновники, принимающие участие в выборах, должны уйти в отпуск на время кампании. Решение вполне логичное - претендентов лишат возможности использовать свое служебное положение. Однако на чиновников федеральных закон странным образом не распространяется. Выходит, что местным не дозволено, а федералам - пожалуйста. Остается только выяснить: кто они, эти федералы?
А федеральных чиновников, участвующих в политических играх, в Питере не так много, и, что характерно, все они в основном трудятся в полпредстве. Намек не то что бы не тонкий, а вполне даже толстый, ясный и конкретный. Учитывая последнюю истерию вокруг претензий полпреда Валентины Матвиенко на петербургское губернаторство.
Экономить будем
Но самое главное - это деньги. Без них, родимых, никуда. Тратить будущим кандидатам в губернаторы, по версии нового закона, будет позволено до 1 000 МРОТ. За этой загадочной величиной скрывается весьма скромная цифра - 100 тысяч рублей. Нет, сумма, конечно, не маленькая. В долларах больше 3 тысяч выходит. В сравнении со средними питерскими зарплатами так вообще огромная.
Но при оценке реальных предвыборных расходов любому человеку, имеющему хоть какое-то отношение к выборным кампаниям, становится смешно. Этих денег может хватить в лучшем случае минут на 5 эфира на петербургском телевидении. Не говоря уже о таких банальных вещах, как листовки, агитаторы и прочие простейшие предвыборные технологии. Даже на выборах питерского Законодательного собрания фонд был в три раза больше (300 тысяч рублей), и то многие его перерасходовали. Что уж говорить тогда о выборах главы города. Между прочим, старый закон предусматривал сумму в 30 тысяч МРОТ (30 миллионов рублей), что, соответственно, в 30 раз больше нынешнего. Идем, так сказать, на снижение. Экономить будем.
Вот и до Питера дошла демократия в действии. Точнее - в противодействии. Все-таки хотелось бы какого-то элементарного равенства претендентов, хоть видимости ея. Если уж в отпуска под выборы, то все хором. Если уж ограничивать претендентов в тратах, то какой-нибудь реальной цифрой. А то после выборов, в ходе которых нарушают все, правоохранительные органы проявляют интерес лишь к некоторым. Да и вообще странно все это. Слишком откровенно депутаты ЗакСа пытаются угодить легко определяемым кандидатам в градоначальники. Излишне усердно народные избранники выказывают преданность соискателям губернаторского кресла, поддерживаемым Кремлем. Не забыли народные избранники о самом народе, который может проголосовать и ногами, и графой "против всех", выразив таким нехитрым образом свое отношение к навязываемой безальтернативности.
Комментарии депутатов
Алексей Тимофеев (фракция "Спортивная Россия")
"Я думал, что, с одной стороны, снижение порога избирательного фонда - явление позитивное, ибо, если бы суммы в кошельках назывались астрономические, избиратели бы решили, что выборы - это борьба кошельков. Включение административного ресурса в борьбе за губернаторское кресло неизбежно. К тому же вспомним пример Рыдника. Ведь он рекламировал не себя, а АНО "Рыдник" и БалтОНЭКСИМбанк. Может статься, что появится какой-либо кандидат, который предпочтет позиционировать себя как главу крупного предприятия. Так что, каким бы ни был законопроект, в любом случае до чистых выборов Петербургу еще очень далеко".
Сергей Гуляев (фракция СПС)
"Нельзя законы принимать под конкретного человека. Понятно, что принятый закон - дань ситуации. Это попытка испечь пирожок под конкретное лицо, хотя я отношусь к этому лицу крайне положительно".
Константин Сухенко (фракция "Единая Россия")
"Я считаю, что глупостей в этом законе много, в том числе и низкий порог избирательного фонда. Говорить об этом грустно, так как закон писался долго, писался он хорошими специалистами, но написан отвратительно. Приняли же его сегодня только лишь потому, что поджимает время. Надеюсь, что поправками можно будет несколько улучшить ситуацию. Однако сомневаюсь, что двух недель на это хватит".
Олег Нилов (независимый депутат)
"Не думаю, что даже за предстоящие две недели, которые выделены на поправки, в законе можно будет исправить что-то коренным образом. Я считаю, что закон даст такое действие: на предстоящих выборах губернатора мы ощутим в полной мере, что такое административный ресурс. Комитет по законодательству попытался разобрать соринки, а в результате получил бревно, и мы увидим реакцию избирателей, реакцию простого народа на проведение предвыборной кампании".
|