Очередной "медицинский скандал" грозит разразиться в канун празднования 300-летия Петербурга. В апреле, едва восстановился на своем посту после завершения "инсулинового дела" опальный вице-губернатор Анатолий Каган, была предпринята попытка раздуть "инсулиновое дело N2". Но сколько ни кричали оппоненты нынешнего губернатора и его администрации, что диабетикам, мол, в качестве подарка к празднику устраивают "медленную казнь", инсулином, как выяснилось, северная столица обеспечена сполна. Теперь новая напасть. Уже несколько дней как нагнетаются страсти вокруг городских больниц - якобы аккурат к концу мая чуть ли не все они окажутся под угрозой закрытия. И это как раз в тот момент, когда (чисто теоретически, конечно) город рискует наводниться жертвами терактов, да и атипичная пневмония, по некоторым прогнозам, чуть ли не на подходе...
По официальной информации совета главврачей больниц Санкт-Петербурга, задолженность системы обязательного медицинского страхования (ОМС) перед медучреждениями составляет около 300 миллионов рублей. Недоимки копятся с прошлого года. Абсурдно то, что деньги в территориальном фонде ОМС есть, но по назначению (на оплату услуг больниц и поликлиник) потратить их в полном объеме невозможно. Повод - правовые формальности, а причина - разгильдяйство или сознательный саботаж депутатов Законодательного собрания, которые вплоть до 19 марта текущего года не принимали проект закона "О бюджете терфонда ОМС Санкт-Петербурга на 2003 год". Между тем по статье 190 Бюджетного кодекса РФ в случае, если закон о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, "расходование средств может осуществляться в размере не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал".
Таким образом, больницы в среднем недополучают одну пятую причитающихся им средств. "Больницы" - это говоря юридическим языком, а переводя на обычный русский - не хватает денег на лекарства и расходные материалы, пациентам урезаются и без того скудные пайки, а персоналу - и без того скудное жалованье. И конечно, страдают коммунальные платежи.
Неизвестно, без чего труднее обойтись докторам и больным: без таблеток или без тепла и света (хрен, как говорится, редьки...), но сегодня среди прочих статей расходов здравоохранения внимание общественности приковано к коммунальным услугам. Чисто психологически это понятно: ну, умерло несколько "лишних" пациентов - то ли препаратов нужных не оказалось, то ли еще что, в масштабах города, где смертность в два с половиной раза превышает рождаемость, это капля в море. Иное дело, когда в дни торжественных мероприятий в каком-то стационаре демонстративно вырубят электроэнергию. Даже если никто из больных не пострадает - а за последнее время такие образцово-показательные отключения с целью "попугать" практиковались не раз, и, к счастью, жертв не было, ибо большинство крупных больниц обзавелись автономными источниками питания - все равно, позор-то какой! При Путине, при Буше!.. А энергетики открытым текстом заявляют, что попустительствовать должникам больше не намерены. "Неважно, что вам самим должны. У нас не благотворительная организация", - говорят руководители "Ленэнерго". Впрочем, кое на какие уступки они согласны, а именно - предоставить медикам своих адвокатов, чтобы через суд "выбить" деньги из страховых компаний. Но тут уже сами "белые халаты" идут на попятную. "Понимаете, существует корпоративная этика, - объясняет председатель совета главврачей Елена Железняк. - Мы - врачи, в терфонде ОМС - тоже врачи... Что же мы будем с ними затевать тяжбу..."
При такой позиции неясно, какого же результата добиваются "восставшие эскулапы"? Долги десяти крупнейших многопрофильных больниц города только перед "Ленэнерго" к концу апреля перевалили за 9 миллионов рублей. Правда, наряду с "некорректным" перемещением страховых потоков практикующие врачи видят проблему в другом: с их точки зрения, неоправданно занижены тарифы на оплату услуг в стационарах, на основании которых и производится перечисление средств ОМС в больничную казну. Последний раз расценки пересматривались без малого полтора года назад, а за это время значительно подорожали лекарства, продукты, транспорт, те же самые свет и тепло. Помимо прочего, дважды выходили постановления губернатора о надбавках к зарплате медперсонала. "Откуда их брать? Из воздуха?" - возмущаются главные врачи. Вместе с тем на последнем заседании комиссии, которая занимается тарифными вопросами, открытым голосованием было решено оставить все, как есть. "Мнения разделились", - подчеркнул руководитель отдела страховой медицины Комитета по здравоохранению Федор Михайлов.
Кстати, все шишки со стороны недовольных посыпались почему-то на его голову, хотя заметим, что в состав комиссии, кроме специалистов комздрава, входят представители терфонда ОМС, Ассоциации страховщиков, Медицинской ассоциации Петербурга, Территориального комитета профсоюзов медиков.
В управлении по связям с общественностью Комитета по здравоохранению от официальных комментариев категорически отказываются.
Вопрос о том, кто действительно радеет за интересы больных, а кто спекулирует на больной теме в преддверии юбилея и грядущих губернаторских выборов, остается открытым...
|