Губернаторская предвыборная гонка началась. Накал теневой борьбы настолько велик, что отдельные ее эпизоды вырываются "из-под ковра" и становятся достоянием общественности.
На минувшей неделе публике были представлены две предвыборные сенсации. Одна, впрочем, была вполне ожидаемой, а вторая оказалась и не сенсацией вовсе.
Еще в воскресенье стало известно, что Юрий Рыдник отозвал из Верховного суда жалобу на вердикт судьи Татьяны Гунько, лишающий его депутатского мандата, мотивировав это "предопределенностью решения вопроса". Впрочем, по нашей информации, дело было даже не в "предопределенности": уже за три дня до заседания Верховного суда, в пятницу, г-н Рыдник держал в руках его решение.
Нельзя сказать, что такое развитие событий выглядело неожиданным. Впрочем, сторонники г-на Рыдника возлагали на Москву определенные надежды. Во-первых, они полагали, что г-жа Гунько (известная некогда своими симпатиями к нынешнему Смольному) отменила результаты выборов по наиболее удобному для Рыдника (то есть наиболее оспариваемому) основанию. Во-вторых, им было известно о консультациях между представителями г-на Рыдника и представителями главы исполкома НПСР Геннадия Семигина (который будто бы обещал похлопотать за интересы Юрия Евгеньевича в первопрестольной).
Однако все равно не срослось. Москва четко дала понять амбициозному банкиру, что этот губернаторский цикл - не его. И г-н Рыдник, судя по всему, все понял правильно. Хотя и приближенные к нему аналитики, и сторонние технологи уверены: даже в нынешней ситуации опальный политик мог бы получить некоторое количество бонусов. Для этого ему не следовало идти на попятный - он должен был получить неблагоприятный для себя судебный вердикт и выставить себя в роли "последнего героя", пострадавшего за правое дело. Пока у Смольного еще остаются определенные пропагандистские возможности, организовать такой PR вполне было бы можно.
Но г-н Рыдник решил не рисковать и предпочел уйти в тень, отказавшись даже от каких-либо публичных комментариев. Ход в нынешней ситуации вполне объяснимый, однако симпатий к главе "Балтинвестбанка" не прибавляющий. В политике борцом он проявить себя пока не смог.
Впрочем, основная политическая интрига недели разворачивалась вокруг другого видного петербургского бизнесмена - главы "Ленэнерго" и теневого лидера местного СПС Андрея Лихачева.
В понедельник он провел пресс-конференцию, на которой прозвучало сразу несколько громких заявлений. Главное из них журналисты истолковали следующим образом: г-н Лихачев, несмотря на ранее обнародованные губернаторские амбиции, отказался от борьбы за Смольный. Отказался в пользу Валентины Матвиенко.
Звучало действительно сенсационно. А два дня спустя все опять перевернулось с ног на голову. В распространенном в СМИ заявлении г-н Лихачев существенно изменил акценты. Выяснилось, что на губернаторских выборах он действительно не будет соперничать с Валентиной Ивановной, но только если ее кандидатуру "поддержит Президент России В.В. Путин".
Вряд ли стоит объяснять, что фразы "я не буду бороться против Валентины Ивановны" и "я не буду бороться против Валентины Ивановны, если ее поддержит Путин" различаются принципиальным образом.
Происходящие события можно объяснить так. Между г-жой Матвиенко (которая, по словам ее собеседников, по приезде в Петербург не раз уже повторила: она приехала выигрывать губернаторские выборы) и г-ном Лихачевым был заключен некий неформальный пакт. Согласно этому договору, главный петербургский энергетик взял на себя обязательство не мешать Валентине Ивановне выстраивать кампанию. Не мешать, по крайней мере, до юбилея, после которого во многом и станет ясно, стоит ли Кремлю ставить на Валентину Ивановну или же придется искать другую кандидатуру.
Самые активные болельщики г-на Лихачева утверждают даже, что против их любимца начата настоящая PR-кампания, организованная отдельными активистами из неофициального штаба нового полпреда (любопытно, что среди входящих в его состав выделяют сразу несколько видных смольнинцев и, по совместительству, давних знакомых Валентины Ивановны - к примеру, первого заместителя главы губернаторской канцелярии Виктора Лобко).
Тем не менее, в окружении главы "Ленэнерго" подозревают, что г-н Лихачев в выборах участие все-таки примет. Слишком большие средства были вложены в создающееся на базе клуба "2015" движение "Наш город" (считается, что один из смыслов создания новой организации - выведение г-на Лихачева из парадигмы "СПС-Чубайс", способной оттянуть у него значительное количество голосов).
И еще одно любопытное событие минувшей недели. В четверг во Дворце бракосочетаний Валентина Матвиенко приняла вице-президента ПТК и советника Владимира Яковлева Юрия Антонова. Разговор, естественно, шел о подготовке к зиме. Однако некоторые политические аналитики почему-то расценили это событие как смотрины г-на Антонова, который тоже может сыграть свою партию в ходе разворачивающейся гонки. К примеру, в качестве долгожданного "преемника Владимира Яковлева".
|