25 апреля истекли 100 дней с момента избрания Вадима Тюльпанова спикером петербургского Законодательного Собрания. Уже есть возможность подвести первые итоги работы нового городского парламента.
Смольный потерял голос
"Третий ЗакС" радикальным образом отличается от двух своих предшественников. В первую очередь, благодаря уникальному внутреннему строению: в Мариинском дворце удалось, наконец, сформировать твердое большинство, ко всему прочему еще и оппозиционно настроенное по отношению к Смольному.
В двух предыдущих случаях Собрание оказывалось куда более лояльно настроенным по отношению к городскому голове, независимо от того, как его звали - Анатолий Собчак или Владимир Яковлев. "Антисмольнинские бунты" иногда случались, но конфликты между мэром/губернатором и ЗакСом по большей части носили семейно-закулисный характер, никак не влияя на общий расклад городских политических сил. В наиболее принципиальных случаях голос Смольного неизменно оказывался решающим.
В результате у петербургской исполнительной власти сформировалось устойчивое представление, как именно работать с ЗакСом. Во многом как раз поэтому в "третьем Собрании" Смольному не удалось провести через депутатский корпус ни одного сколь-либо значимого решения. Чиновники просто не умеют работать в условиях оппозиционно настроенного парламента - не было возможности учиться. Им остается только выказывать возмущение, заявляя, что "депутаты мешают администрации нормально работать на пользу городу".
Нет взглядов - нет законов
Однако весь фокус в том, что на самом деле депутаты пока никому не мешают. Казалось, что, сформировав устойчивое большинство, законодатели получили возможность самостоятельно принимать стратегические решения, должные направить городскую политику на верный курс. Более того, в нынешней исторической ситуации у депутатов появилась поистине уникальная возможность перехватить в свои руки нити управления Петербургом.
Однако этого не произошло. В некоторой степени нынешняя ситуация обуславливается великой силой привычки: наши депутаты привыкли искать опору во влиятельной силе извне (в прежние годы таковой являлся Смольный, теперь же все взоры переместились на Дворец бракосочетаний).
Однако со сменой полпреда "третий ЗакС" потерял четкие ориентиры. Сигналов от Валентины Матвиенко, несмотря на все предпринятые в этом направлении усилия, депутатский корпус пока не дождался.
Но все-таки представляется, что главная причина в другом. Самостоятельно разработать и провести через своих коллег по "большинству" реальную программу городского развития его представители оказались неспособны. Более того, кажется, что у очень многих из нынешних мариинских триумфаторов взгляды на развитие города несколько затуманены.
Что же осталось делать нашим парламентариям? Осталось лишь взахлеб делить заксовские должности, кресла и кабинеты. Перманентно разделяться по фракциям и блокам. Ну и вдобавок предаваться привычному социальному популизму (призывая отменить плату за капремонт или остановить реформу убыточных городских аптек).
Сегодня очевидная неспособность к стратегическим инициативам во многом обусловлена внутренней политической пестротой "большинства". Действительно, странно было бы предположить, что входящие в него коммунисты и СПС одинаково смотрят на вопрос о путях разрешения, к примеру, городского транспортного кризиса. Как следствие - разнонаправленное "большинство" практически сразу после удовлетворения общих карьерных интересов начало распадаться. Более того, уже успела обозначиться новая тенденция. Не стоит исключать, что уже вскоре в ЗакСе сформируется новое "большинство", основой которого станет лояльность к следующему петербургскому градоначальнику.
Всеобщее согласие с тем, что следующим губернатором станет человек, признанный Кремлем, позволяет "Единой России" заявлять, что именно ее фракция станет основой нового большинства. К "ЕдРу" уже сейчас готовы присоединиться те депутаты, которые всегда были лояльны местной исполнительной власти и только по злой иронии судьбы сегодня оказались в странной для себя позиции "меньшевиков". Уже сейчас в "Единой России" не скрывают достигнутых по этому поводу договоренностей с частью ныне прояковлевского блока "Единый город".
Новый порядок
Еще одним, весьма своеобразным следствием формирования в петербургском ЗакСе парламентского большинства, стало четко обозначившееся стремление его руководства к большей закрытости. Прежде - при зыбкой политической структуре - сами парламентарии были максимально заинтересованы в том, чтобы доводить свою позицию до "широкой городской общественности". Именно ЗакС - в явной оппозиции по отношению к Смольному - являлся самой открытой городской политической площадкой.
Но в "третьем ЗакСе" обстановка переменилась: победившая коалиция стремится оговаривать основные решения за закрытыми дверями - например, на совете фракций, проводимом теперь куда чаще. Выносить сор из избы (то есть публично спорить в зале) уже не кажется рациональным поведением. Предел мечтаний - превратить заседание в формальное мероприятие, где голосованием закрепляются решения, уже ранее принятые фракционными вождями.
В логику этих желаний встраиваются и мероприятия по ограничению доступа в Мариинский дворец. Первой ласточкой оказались аппаратные попытки максимально ограничить передвижение представителей СМИ по залу заседаний, а также закрытие самого зала на время перерывов. Окончательно закрепить дружную замкнутость нового ЗакСа призвано апрельское распоряжение Вадима Тюльпанова № 64-р "О порядке прохода в зал заседаний ЗакСа".
Автором приложения к этому распоряжению (собственно, и устанавливающего новый порядок) считается депутат Юрий Гладков (являющийся, по идее, главным мариинским демократом - он вице-спикер "от либералов"). Один из пунктов этого документа устанавливает, что в зал заседаний теперь можно входить лишь по одноразовым пропускам и только на время рассмотрения одного вопроса повестки дня.
Пропуска не требуются депутатам российского парламента, представителям федеральных органов власти, губернатору и членам петербургского правительства, председателям городских судов, судьям Уставного суда и прокурору Петербурга, петербургским почетным гражданам и представителям аккредитованных СМИ.
Прочих же визитеров через 15 минут после окончания рассмотрения "их" вопроса не грех будет выставить вон. Дабы не мешали городским законодателям работать.
|