Если бы губернатор Петербурга определялся, исходя из частоты упоминаний в СМИ, то судьба грядущих выборов была бы уже решена. В последний месяц Валентина Матвиенко является безусловным фаворитом в питерском информационном пространстве.
Дня не проходит, чтобы информационные агентства, газеты, радио и телевидение не сообщили о заявлениях, сделанных полпредом на те или иные темы, о встречах, которые она провела, и о мероприятиях, которые она посетила.
Мы узнаем, что Валентина Ивановна объявила об окончании "этапа дикой демократии", обсудила с "силовиками" вопросы противопожарной безопасности, высказала заинтересованность в футбольном клубе "Зенит", призвала СМИ переключиться на созидание, пообещала способствовать развитию науки, бороться за возвращение городу федерального телеэфира, рассмотрела новые транспортные проекты, заявила, что Петербургу нужен новый менеджмент, пообещала позаботиться о хорошей погоде в юбилейные дни, и даже получила в подарок черный пояс по каратэ...
Возможно, организаторы этой "убойной" информационной кампании полагают ее эффективной избирательной технологией, которая должна убедить петербуржцев в том, что все заранее предопределено. И все, что им остается, - это прийти к избирательным урнам, когда скажут, и "освятить" своим голосованием уже сделанный не ими выбор.
Если это так, Матвиенко остается только посочувствовать: ей оказывают, мягко говоря, медвежью услугу. Ведь у многих, находящихся за пределами профессиональной политической "тусовки", происходящее не вызывает ничего, кроме раздражения, ибо выглядит откровенно неприличным.
В этом ряду - и неумеренные восхваления государственной мудрости Валентины Ивановны, при том, что трудно назвать успешной социальную политику, за которую она последние годы отвечала, и при том, что она еще не приложила руку к решению ни одной из актуальных питерских проблем.
И поведение политиков, - начиная с Ирины Хакамады и Андрея Лихачева, - которые один за другим спешат принести ленную присягу еще не состоявшемуся сюзерену.
И сообщения о якобы проведенных социологических опросах, согласно которым все больше и больше горожан уже сегодня готовы поддержать Матвиенко на губернаторских выборах.
Губернаторские выборы еще даже не назначены, а желающие припасть к краю платья уже жадною толпой стоят у будущего трона. По всей видимости, полагая, что будущие преференции окажутся тем значительнее, чем раньше они дадут клятву на верность...
В свое время повседневный протокол деятельности Виктора Черкесова рисовал горожанам картину бытия чиновника, которому откровенно нечем себя занять. Поездки по регионам, протокольные встречи, совещания, круглые столы, заявления, приемы... Теперь все повторяется. Горожанам, конечно, пока еще любопытно, что думает Валентина Матвиенко о том, другом или третьем. Но очень скоро им станет любопытно совсем другое: что она может сделать для решения их проблем на своем нынешнем посту? И выяснится, что - почти ничего.
Установленные президентом полномочия полпреда, напомним, сводятся исключительно к "координировать", "согласовывать", "запрашивать" и "докладывать". Реальной власти - никакой: указания полпреда никто, кроме его собственного аппарата, не обязан выполнять. Соответственно, и реальных возможностей решить ту или иную проблему - тоже немного. Правда, можно контролировать и указывать на недостатки - иными словами, вести себя так, как столичные чиновники традиционно ведут себя по отношению к "провинции", в том числе к Петербургу. И вызывать при этом вполне адекватную реакцию горожан, считающих, что контролеров и без того хватает, а вот желающих что-то делать - раз, два и обчелся...
Бесспорно, сейчас наиболее злободневная проблема города - подготовка к юбилею, который все более и более напоминает всемирный фуршет от имени Владимира Путина, где горожанам отведена в лучшем случае роль массовки, а в худшем - роль досадной помехи для заезжих ВИПов. В результате горожане думают уже не о том, как отпраздновать, а как пережить юбилей с наименьшими потерями.
И что же мы слышим от полпреда, одновременно являющейся и зампредом госкомиссии по проведению 300-летия Петербурга? Обещания приложить все усилия для того, чтобы юбилей все-таки стал обещанным праздником, а неудобства для горожан были минимальны? Увы: вместо этого Валентина Ивановна укоряет петербуржцев за непонимание текущего момента, холодно замечая, что "любой город мира дрался бы за возможность принять у себя столько высокопоставленных гостей".
Когда же Минфин пытается переложить на северную столицу долги РАО "ВСМ", полпред не проявляет ни малейшего желания вступиться за насущные городские интересы, давая скептикам все основания считать, что эти проблемы ее не волнуют вовсе.
И еще один пример отношения Валентины Ивановны к острейшим проблемам Петербурга - пресловутая "уплотнительная застройка", вызывающая массовые протесты жителей города. Казалось бы, встречаясь с главным радетелем за "уплотнение" - вице-губернатором по строительству Александром Вахмистровым, полпред не могла не выразить хотя бы беспокойства по этому поводу. Но судя по сообщениям в СМИ, она всецело одобрила деятельность строителей. Об "уплотнении" же - ни слова...
...Три года назад - весной 2000-го - Валентина Матвиенко была прислана в Петербург, чтобы стать губернатором. Тогда она заявила о своей абсолютной поддержке со стороны Путина и его окружения, говорила о значительных ресурсах, которые будут предоставлены в ее распоряжение, и просила не писать о ее грядущей победе в сослагательном наклонении.
После этого финансисты и имиджмейкеры, как бабочки на огонек, слетелись к ее предвыборному штабу, его руководитель Виталий Мутко уже примеривался к креслу первого вице-губернатора, а руководители оппозиционных Смольному политических партий начали делить места в будущем коалиционном правительстве Петербурга. Настораживало, правда, то, что Валентина Ивановна заявляла, что не намерена брать на себя до выборов какие-либо обязательства, касающиеся расстановки кадров. Единственное, что она обещала, - "учесть" предложения о назначениях на должности, которые поступят к ней после выборов. Но "дружественные" политики согласились закрыть глаза и на это: мол, потом сочтемся славою. Что было потом - хорошо известно...
То, что происходит сегодня, подтверждает простую гипотезу: те, кто окружает Валентину Матвиенко, всё забыли и ничему не научились. В том, к чему приводят назойливые "информационные атаки", в 1996 году смог на собственном опыте убедиться покойный Анатолий Собчак. Видя портрет мэра на каждом столбе и наблюдая превращение ряда городских газет в кроссворд с одним словом по горизонтали и по вертикали, а городского телевидения - в передачу "все о нем и немного о погоде", - избиратели сделали вовсе не тот выбор, на который рассчитывали в штабе Собчака.
Что же, еще два-три месяца подобной "информационной политики" - и, увидев на экране полпреда, горожане будут инстинктивно выключать телевизор. А губернатором вполне может стать тот разумный политик мужского пола, который внятно объяснит горожанам, что во главе города должен стоять "свой", знающий местные проблемы человек, а не "десантированный" из Москвы. И у которого поддержка со стороны президента не будет являться его единственным достоинством...
|