Завтра на заседании правительства будут представлены основные положения государственной программы по переводу войск на профессиональную основу. Ее утверждение должно пройти не позднее 1 июля этого года. Таково требование президента страны. Но не факт, что к этому сроку основным оппонентам - Министерству обороны и СПС - удастся достичь компромисса. Сергей Иванов и Борис Немцов изложат премьеру две принципиально разные концепции. В последние дни Иванов предпринимал беспрецедентные пиар-усилия по популяризации своей позиции. Победа СПС грозит Иванову подрывом авторитета в среде генералов. Победа же министра обороны будет означать, что армейской перестройке уготована участь прочих нереализованных реформ последних лет.
Прения ожидаются весьма острыми, ибо обсуждается знаковый вопрос. Не только с точки зрения общего хода военного реформирования, но и социальной напряженности внутри России, что, в свою очередь, обусловливает его высокую политическую значимость.
Концепция Минобороны, которую поддерживает замминистра экономразвития генерал-полковник Путилин, высоко затратная, неподъемная для госбюджета. Только лишь первоначальные расходы - 150 млрд. рублей. Причем перевод на контрактную систему предполагается всего для четверти призывников. По прошествии четырех лет этого реформирования более 400 тыс. юношей по-прежнему будут направляться на службу по призыву. Словом, проблема профессионализации армии так и не будет решена.
"Союз правых сил" предлагает менее затратный, но более интенсивный путь перехода к профессиональным вооруженным силам. Как отмечает один из разработчиков этой программы Виталий Цымбал, перейти на полностью профессиональную армию можно за те же четыре года. Затраты составят в среднем по 22,5 млрд. рублей ежегодно. Обязательный призыв будет производиться всего на полгода и только в так называемые учебные центры. После этого срока желающим будет предложено подписать контракт. Таким образом будет формироваться мобилизационный резерв из солдат полугодичной службы. А контрактники составят профессиональное ядро армии. Они будут в том числе участвовать и в ликвидации горячих точек на территории России. Одновременно выбивается основа из-под дедовщины - этой самой запущенной и наиболее социально опасной болезни, поразившей Российскую армию и флот.
Разница в двух подходах касается не только сроков перестройки и процентного соотношения контратников и призывников. Речь и о финансовых приоритетах реформирования. Генералитет добивается того, чтобы львиная часть средств (до 80 процентов) направлялась на капиталовложения: строительство жилья для профессиональных военных, переоборудование плацев и полигонов, модернизацию боевой техники, то есть на вещи, не имеющие прямого отношения к реформе. Тем самым убиваются сразу несколько зайцев - и реформа затягивается, и оборонные предприятия получают новые заказы.
Правые же настаивают, что для начала у контрактников должны быть адекватные их труду зарплаты - хотя бы на 20 процентов выше среднего уровня по стране. Раздать всем солдатам квартиры - задача невыполнимая, ведь даже многие офицеры у нас остаются бездомными. А вот модернизировать казармы и выделить семейным деньги на поднаем жилья вполне возможно. И достаточно хотя бы для того, чтобы военная реформа была запущена.
Сопротивление генералитета вполне естественно. Ведь в сохранении призыва по большому счету заинтересована только армейская верхушка - ей не надо перестраиваться в соответствии с принципиально новыми требованиями службы, в числе которых четкая организация учебного процесса, уважение к личности подчиненного, добровольный отказ от использования личного состава на работах, не связанных с выполнением воинских обязанностей. Отказ от призывной традиции - это еще и потеря огромных теневых доходов, извлекаемых военными, чиновниками и врачами из естественного желания сотен тысяч семей "откосить" от армии.
Программа СПС и гайдаровского Института проблем переходного периода - это, по сути, пробуждение к жизни принципа гражданского (политического) контроля над силовыми структурами. Не в СПС это придумали. СПС лишь инициативно реализует основополагающий демократический принцип. Это не предвыборные лозунги (как непрестанно заявляют высокопоставленные представители Минобороны), а выражение насущных потребностей всего общества.
Таким образом, сегодня на заседании кабинета министров сталкиваются две политические тенденции: одна - приснопамятный ведомственный диктат, другая - общественно-демократическая инициатива, не удобная для власти. К сожалению, отсутствует комиссия, которая пользовалась бы безусловным авторитетом и была бы способна дать заключение по двум представленным концепциям перехода к профессиональной армии. Следовательно, третейским судьей выступит Михаил Касьянов.
В последние недели премьер провел две встречи с Борисом Немцовым и в какой-то мере проникся его концепцией. Но здесь в дело вступает пресловутый административный ресурс. К тому же положение самого Касьянова сегодня довольно шатко. Наблюдатели допускают, что публично премьер займет сторону силовых ведомств. А это будет означать панихиду по контрактной службе в частности и военной реформе в целом. Впрочем, в СПС еще видят некоторые шансы для продвижения своих идей.
Альтернативные оценки расходов на реформу системы комплектования
(в рублях на одного военнослужащего, проходящего службу по контракту)
Виды расходов
МРГ
ИЭПП
Дополнительное денежное довольствие
72 859*
77 618
Расходы на поднаем жилья для контрактников
0
22 097
Расходы на строительство и переоборудование жилья для контрактников
185 249
21 000
Прочие расходы
122 833
13 413
Всего
380 941
134 128
* Величина получена из расчета денежного довольствия военнослужащего-контрактника в размере 5 тыс. 200 руб./мес., с учетом дополнительных расходов на переезд к новому месту службы и единовременной выплаты по подписании контракта.
Примечания: МРГ - межведомственная рабочая группа, ИЭПП - институт экономики переходного периода.
Опыт Соединенных Штатов
Наименование расходов в специальном бюджете на 1972 г.
Сумма, млн. долл.
Доля, %
Увеличение денежного довольствия
908,0
59,7
Субсидии на наем жилья
79,0
5,2
Специальные денежные выплаты
40,0
2,6
Повышение комфортности казарм
68,0
4,5
Инициативы видов вооруженных сил
141,0
9,3
Привлечение офицерского состава
57,2
3,8
Вербовочная работа
110,8
7,3
Резервный фонд
116,1
7,6
Итого
1520,1
100
Примечания: МРГ - межведомственная рабочая группа, ИЭПП - институт экономики переходного периода.
Источник: аналитические материалы ИЭПП.
Сравнительный анализ концепций Минобороны и СПС
# п/п
Характеристики концепций
Концепция Минобороны
Концепция СПС и ИЭПП
1
Продолжительность сохраняемой военной службы по призыву, ее предназначение и сроки
2 года без изменения назначения и условий службы; заявлено, что сокращение возможно только после 2010 г.
2 года - до укомплектования воинских частей постоянной готовности и несущих боевое дежурство, ориентировочно 400 тыс. чел. (2004-2006 гг.); затем сокращение до 6 мес. и служба только в учебных частях - для подготовки к службе по контракту и пополнения моб. ресурса.
2
Уровень денежного довольствия военнослужащих
Устанавливается законом и индексируется. В расчетах МРГ - 5200 руб./мес.
На 10-20% выше средней заработной платы по стране. В 2004 г. необходимо 6200 руб./мес. Ежемесячно уточняется при формировании бюджета.
3
Обеспечение жильем рядовых и сержантов - контрактников
Общежития - для холостых контрактников, квартиры - для семейных.
Общежития - для всех контрактников, деньги на поднаем или служебное жилье - для контрактников, имеющих детей.
4
Другие социальные гарантии
Льготы на образование. Гражданство лицам из СНГ.
Льготы на образование, на работу в системе госслужбы. Гражданство военнослужащим из СНГ. Ссуды на жилье. Лицензии на работу в частных охранных предприятиях. Водительские удостоверения.
5
Степень учета требований президента и правительства РФ
Учтены не полностью: существующая система призыва сохраняется неизменной вплоть до 2010 г.; на контракт переводятся только воинские части постоянной боевой готовности.
Учитываются полностью: существенно сокращается срок и изменяется предназначение службы по призыву; на контракт переводятся все регулярные войска (силы), начиная с войск постоянной готовности и войск, несущих боевое дежурство.
6
Степень укомплектованности войск (сил) только добровольцами
Только части постоянной боевой готовности (до 2006 г.).
100% регулярных войск (сил) к концу 2006 г. Затем сокращение срока службы до 6 мес.
7
Рекомендуемая последовательность действий
Переход начинается с обустройства воинских частей, пополнения материальных запасов, ремонта вооружения и военной техники; затем происходит комплектование воинских частей постоянной боевой готовности по контракту.
Военнослужащие приглашаются на службу по контракту, одновременно казармы переоборудуются в общежития, совершенствуются боевое дежурство и боевая подготовка.
8
Структура Дополнительных расходов на переход
Денежное довольствие контрактникам и их обеспечение жильем - 50%; боевая подготовка - 30%; эксплуатация и ремонт вооружения и военной техники - 16%; прочее - 4%.
Денежное довольствие контрактникам - 80%; жилье контрактникам - 8%; командирская надбавка - 4%. Доп. расходы на другие статьи - 8%.
9
Общая цена реформы системы комплектования за 4 года
154 млрд. руб. При этом сохраняется двухлетняя служба по призыву.
91 млрд. руб. При этом переходим к контрактной армии и шестимесячной службе по призыву. Дополнительные расходы на содержание вооруженных сил - 1,3 млрд. долл. в год после завершения перехода на контрактную службу.
|