Законодательное собрание Петербурга намерено обратиться к губернатору Владимиру Яковлеву с просьбой отменить его распоряжение о введении с 1 апреля 2003 года в структуру жилищных платежей граждан платы на капитальный ремонт жилых зданий.
По словам председателя комитета по содержанию жилищного фонда Владимира Хренова, средняя ставка платежа составляет 1,32 рубля за квадратный метр общей площади при разбросе от 3 до 0,3 рубля. Методика расчета платы зависит от инвентаризационной стоимости здания: чем дом новее и благополучнее, тем выше ставка. После ремонта с повышением балансовой (инвентаризационной) стоимости будут увеличиваться и платежи за капремонт. "Считаю, что такой принцип оплаты социально справедлив", - сказал Хренов.
Распоряжение губернатора издано во исполнение Закона о петербургском бюджете на 2003 год, ст. 15 которого устанавливала указанную плату для граждан, проживающих в государственном жилом фонде. Хотя уже в процессе принятия бюджета (в октябре-ноябре 2002 года) эта инициатива администрации вызвала бурные протесты депутатов (главным образом "Яблока" и СПС), но голосов недовольных не хватило, чтобы исключить из законопроекта соответствующую норму - бюджет принимал предыдущий состав ЗакСа, где у губернатора Яковлева была возможность проводить нужные решения. Сейчас ситуация, как известно, радикально изменилась.
Основные аргументы против были сформулированы еще в прошлом году. Во-первых, размер сбора не указан в законе (его самостоятельно определяет администрация). Во-вторых, использование собранных средств планируется осуществлять вне привязки к соответствующим домам, что фактически превращает указанный сбор в разновидность нового налога и делает его незаконным с точки зрения российского законодательства. В-третьих, введение таких платежей плохо учтено в системе социальной помощи. Для малообеспеченных граждан, проживающих в государственном жилищном фонде, соответствующие дотации предусмотрены, а для жителей домов ЖСК и ТСЖ, производящих платежи за капремонт, - нет. То есть жильцы домов ЖСК и ТСЖ ставятся в явно дискриминируемое положение.
Помимо этого, председатель бюджетно-финансового комитета (БФК) ЗакСа Владимир Барканов указывает на то, что плата за капремонт введена с грубыми нарушениями процедуры, принятой в администрации Петербурга для такого рода новшеств. По его словам, не было проведено предварительной экспертизы экономической обоснованности, как того требует федеральное законодательство. Сбор никак не отражен в доходно-расходных статьях городского бюджета на 2003 год. Кроме того, городской комитет по содержанию жилищного фонда не представил адресной программы капремонта жилья на 2003 год, хотя по существующему порядку принятие такой программы должно предшествовать принятию решения о выделении средств.
Любопытно, что Законом о бюджете-2003 плата за капремонт вводилась с 1 января 2003 года, а распоряжением губернатора - с 1 апреля. На что, кроме душевных колебаний, было потрачено это время, неизвестно, но адресной программы так и нет, хотя о необходимости ее создать активно заговорили еще весной прошлого года (после потрясших страну обрушений ряда зданий в Петербурге).
"Такие сборы, - считает председатель БФК, - принципиально ситуацию в ЖКХ не изменят и порядка не прибавят". А Барканов знает, о чем говорит: не так давно он занимал в администрации Петербурга должность начальника управления тарифной политики КЭРППиТ. С этим согласен и вице-спикер ЗакСа Юрий Гладков (СПС), предлагающий вместо "столь варварских методов" решать проблемы ЖКХ путем "введения в жилищное законодательство института частных инвесторов". А один из лидеров партии "Яблоко" Игорь Артемьев указывает на то, что, "раз администрация заявляет о росте промышленности на 30%, значит, деньги в бюджете есть", а вся проблема в том, что "Смольный находит деньги на любые цели, кроме жизненно важных для города и горожан". Понимая, что решать проблему капремонта все же надо, депутаты согласны заняться ею - но только после отмены губернатором своего распоряжения.
|