“Мы в ответе за тех, кого приручили”, — написал Сент-Экзюпери. Когда кремлевские политтехнологи создавали Народную партию, они забыли, что это правило работает и для них. Фракция “Народный депутат”, возглавляемая Геннадием Райковым, задумывалась как послушный сателлит “Единой России”. Это всегда удобно для парламентских игр. Но не всегда — для парламентских выборов.
С самого начала новой предвыборной кампании лидер “Единой России” Борис Грызлов открыто заявил, что партии-союзники — Народная партия и Партия жизни — вообще не должны идти самостоятельным списком. Потому что это будет только размывать электорат “ЕдРо”.
По мнению Грызлова, достаточным отступным для “Народного депутата” и стоящей за фракцией партии могли бы стать несколько мест в центральном списке “Единой России”. Но тут вдруг выяснилось, что приговоренная к смерти партия Райкова умирать вовсе не собирается. Она нашла ресурсы и начала вести достаточно агрессивную кампанию. В основу своей агитации Райков со товарищи решили положить гремучую смесь двух популистских лозунгов. Первый: “Мы — откровенные антиглобалисты и принципиально против Америки”. Второй: “Мы принципиально против Москвы”. То есть “народные политтехнологи” не постеснялись поставить во главу угла две абсолютно ксенофобские позиции. В России не любят американцев, значит, на этой нелюбви можно подзаработать. Провинция не любит Москву, значит, и эту нелюбовь не грешно подразжечь. С таких мрачных высот, пожалуй, еще ни одна партия в России не пыталась занять место в Думе. Даже коммунисты никогда не играли так жестко и в лоб.
Всерьез обсуждать подобную платформу — бессмысленное занятие. Райков и его последователи тупо обращаются к “основным инстинктам”. И тут мы на самом деле увидим эксперимент, о котором давно мечтали: действительно ли отечественный избиратель руководствуется именно таковыми?
Чтобы успокоить Кремль, руководители Народной партии утверждают, что играют не на поле “Единой России”, а на поле коммунистов. Мол, антиглобалистские лозунги волнуют потенциально именно “красный” электорат. Но на самом деле, если у кого-то “народники” и отберут голоса, то это будет именно “Единая Россия”. Громить “Макдоналдсы” — дело молодых. Поэтому благодарно воспринять подобные призывы могут не ветераны коммунистического движения, которые не променяют родные партбилеты на майки “Идущих вместе”, а именно левый некоммунистический избиратель. То есть потенциальный клиент партии Грызлова.
К тому же и на “Единую Россию” у Райкова нашлись вполне логичные доводы. Он заявляет, что “старший брат” — главная партия власти — партия либеральная. А либералы не могут быть патриотами по определению. Ведь либералы выступают за глобализм, то есть за полное отсутствие национальных отличий и некую “общечеловеческую цивилизацию”. И поэтому “Единая Россия” или заблуждается, или обманывает публику насчет своего патриотизма.
Коммунисты, кстати, тоже не могут быть патриотами, потому что им поднагадил дедушка Маркс. Он был первым глобалистом, и от него вся зараза пошла. И теперь КПРФ никогда не преодолеть своего первородного греха. На этом фоне Народная партия, произошедшая скорей не от Маркса, а от замглавы Администрации Президента Вячеслава Суркова, имеет ряд преимуществ. Во-первых, они единственные не либералы и не марксисты. А стало быть, единственные патриоты, выступающие за особый путь России.
Учитывая, что левый фланг “Единой России” и без того слабее правого, в случае удачной игры нардепы могут сыграть против собственных создателей. На их демагогию может поддаться часть “левого болота”, которая не знает, за кого голосовать. Тем более что за “народниками”, как и за “Единой Россией”, закрепился имидж партии начальства. И потенциальный сторонник подобных партий может просто не разобрать: а за кого надо?
Смешно получается. Ресурсы Народной партии принесли на блюдечке с голубой каемочкой прямо с Красной площади. Но аппетит пришел во время еды, и уже понятно, что райковцы не собираются кончать жизнь политическим самоубийством. Даже если их об этом попросят “из-за стены”. Как следствие, Кремль будет либо все выборы мириться с камнем в собственном башмаке, либо вынужден будет затратить еще большие ресурсы, чтобы “замочить” свое детище. Все как полагается — не было забот, да купила баба порося.
Впрочем, если ты приручаешь Геннадия Райкова, изначально надо быть готовым: за таким питомцем нужен глаз да глаз. Иначе наступит время, когда он может пребольно укусить. И, похоже, сейчас такое время как раз пришло.
|