В конце прошлой недели главный российский железнодорожник - министр путей сообщения Геннадий Фадеев посетил город на Неве с очередной проверкой. По результатам он сообщил общественности: реконструкция петербургских вокзалов будет закончена к 20 мая, а 25-го торжественно откроют новый вокзал - Ладожский (общая стоимость строительства которого со всей инфраструктурой составляет около 7,5 миллиарда рублей). Впрочем, о судьбе питерских вокзалов пекутся не только в Москве, но и на невских берегах. О реконструкции девяти вокзалов Петербурга и ближайших пригородов губернатор Владимир Яковлев и начальник Октябрьской железной дороги Геннадий Комаров договаривались еще в октябре 2002 года.
Главный эффект эпопеи - должно измениться устаревшее представление петербуржцев о вокзалах, как о строениях, предназначенных для приема и отправки пассажиров. За ремонтом, на который потрачено больше 500 миллионов рублей из российского бюджета и больше 300 миллионов - из петербургского, стоят далекоидущие планы. Реставрация фасадов и протекающих крыш на Московском, Балтийском, Финляндском, Витебском, станциях Детское Село, Павловск, Новый Петергоф, Ораниенбаум и Зеленогорск никого уже не удивит. Существенно перераспределение поездов и придание вокзалам новых функций. Ярчайший пример тому - вокзал Московский.
Московский - приют сибаритов
Волею судеб на Московском вокзале установилось противоестественное равновесие - за год на нем продают 6 миллионов пригородных билетов и 6 миллионов - на поезда дальних направлений. Получается и не пригородный вокзал и не дальний, ни рыба ни мясо.
Все это немножко раздражает высокопоставленных гостей, прибывающих в северную столицу из столицы номинальной. Да и горожанам, отправляющимся на дачи, не очень удобно толкаться бок о бок с пассажирами-дальнобойщиками. Поэтому уже в мае этого года Московский вокзал избавится от пригородных поездов. Электрички на Лодейное Поле, Будогощь, Волховстрой, Кириши, Тихвин перебросят на открывающийся Ладожский вокзал.
Дальние поезда на Московском пока остаются. Ведущие в Петербурге специалисты по вокзалам уверены, что надолго. Начальник дирекции пригородных пассажирских перевозок "Транском" Александр Карамышев и начальник отдела вокзалов этой службы Сергей Карлов, а также главный инженер пассажирской службы ОЖД Валерий Сергеев полагают, что в ближайшее время скоростную ветку между Москвой и Петербургом все равно придется строить, а вокзал ради этого - достраивать.
- Я считаю огромной ошибкой Министерства путей сообщения то, что оно заморозило проект строительства отдельной магистрали для высокоскоростных поездов, - говорит Валерий Сергеев. - Высокоскоростной поезд не может двигаться по тем же путям, что обычные поезда, потому что они слишком загружены, а его идеология - "Эй, посторонитесь все, я иду".
Но так рассуждают только энтузиасты своего дела. Новаторы из РАО "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ) доказали миру, что можно безнаказанно потратить 60 миллионов долларов на нулевой цикл здания, из которого может получиться теперь все, что угодно, только не вокзал.
То, что эти деньги выбивались именно на строительство терминала для скоростных поездов, сегодня все как будто забыли. РАО умыло руки, передав участок земли на Лиговке в ведение Министерства имущественных отношений. О том, что это в принципе одни и те же люди (Минимущества владеет 90% акций РАО "ВСМ"), в скором времени тоже забудут.
В апреле 2002 года Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении РАО "ВСМ". В письме Генпрокуратуры в Счетную палату сообщалось, что "в действиях руководителей РАО "ВСМ" усматриваются признаки преступления, предусмотренного статьей 176, часть 2 Уголовного кодекса - за незаконное получение государственного целевого кредита и его использование не по прямому назначению. С тех пор прошел год, и последняя капля скатилась с заметно пожирневшего гуся. Как рассказал нам директор по международным связям РАО "ВСМ" Игорь Киселев, все дела против РАО закрыты за отсутствием состава преступления.
Московскому вокзалу, однако, от этого не легче. Пока что продолжает развиваться только историческая его часть. Пару лет назад там открыли залы ожидания повышенной комфортности, в прошлом месяце уютное кафе с изысканным ассортиментом дополнилось рестораном, куда перешел работать известный в городе шеф-повар отеля "Европа" Илья Лазерсон. Если дело так и дальше пойдет, приходящие на Московский вокзал и убаюкиваемые местным сервисом пассажиры будут забывать, что собирались куда-то ехать. Вокзал превратится в одну большую зону релаксации. С Варшавским вокзалом нечто подобное уже случилось, только там сейчас релаксируют одни только крысы.
Варшавский призрак
- Снос Варшавского вокзала был запланирован еще до Второй мировой войны, - рассказывает Александр Карамышев. Он оказался в стороне от Московского проспекта, а когда к Балтийскому вокзалу подвели метро, Варшавский стал и вовсе неудобным. Перенеся поезда с него на Балтийский и на Витебский, мы фактически ничего не потеряли.
То, что оказалось не под силу железнодорожникам, не испугало торговцев ваннами и унитазами. В прошлом году губернатор, петербургские художники и работники Комитета по государственному использованию и охране памятников отстояли Варшавский вокзал от сноса под благородным предлогом - превратить его в музей живописи подобно вокзалу Д'Орсе в Париже.
Однако инвесторов на это дело не нашлось. В конце января 2003 года в конкурсе на право реконструкции вокзала и прилегающих к нему кварталов победили торговые кампании "Адамант" и "Лиат-Дикси", создавшие ради этого консорциум "Адамант-Дикси". Дальность вокзала от метро их не испугала. На втором этапе проекта, который растянется на 12 лет, сквозь промышленную зону от Варшавского вокзала к станции метро "Фрунзенская" будет пробита пешеходная зона, а на первом - вокзал превратят в гигантский торговый центр.
А сейчас вокзал стал беспризорником. В октябре 2002 г. губернатор подписал распоряжение, на основании которого город выменял здание Варшавского вокзала у Министерства путей сообщений в лице ОЖД, отдав ему взамен здание ДК Железнодорожников на Тамбовской улице. Здание Варшавского перешло на баланс города под опеку КУГИ. Сейчас КУГИ сообщает, что здание отдано "Адаманту" в аренду на 10 лет, но не может уточнить, с какого числа и какого месяца. Директор по строительству компании "Адамант" пока что не нашел времени ответить на наши вопросы.
Тем временем вокзал остается бесхозным. Отправившись на Варшавский, я обнаружил там картину страшной разрухи - разбитые окна и вывороченные рамы, взломанные ячейки камер хранения, выпотрошеные игровые автоматы, куски бетона, зависшие на обрывках арматуры... В таком состоянии пребывает сегодня памятник архитектуры XIX века, вершина творения архитекторов, сумевших соединить романтичность стиля модерн с чисто функциональным назначением общественных и промышленных зданий. На вокзале, рискуя словить кирпич на голову, продолжают трудиться несколько сотрудников Октябрьской железной дороги - здесь поезда дальнего следования комплектуются бельем, ложками, сточенными до ручки ножами и реликтовыми подстаканниками...
Все еще вокзалы
Балтийский, Витебский и Финляндский вокзалы пока что не претерпели столь радикальных изменений. Облагороженные капитальным ремонтом к юбилею города, они пока что используются по старинке.
Финляндский, наряду с Ярославским и Казанским вокзалами в Москве, вошел в тройку крупнейших вокзалов России, принимает 13,5 миллиона пригородных пассажиров в год и 220 тысяч - с дальних направлений (Хельсинки, Костомукша).
Балтийский попал в первую шестерку, пропуская за год 11 миллионов дачников-огородников. Дальние поезда туда теперь практически не приходят. Балтийский будет развиваться как пригородный вокзал для обслуживания пассажиров с Юго-Запада. Сейчас электропоезда доходят только до Кингисеппа. Пассажиропоток этого вокзала резко возрастет с электрификацией участков до Гдова и Ивангорода, куда пока что ездят только межобластные вагоны с тягачами. О сроках реализации как этого, так и многих других проектов руководители ОЖД предпочитают не говорить - все зависит от скорости подорожания билетов.
Витебский вокзал обслуживает 6 - 7 миллионов ближних пассажиров и 900 тысяч - дальних (Киев, Белоруссия, Украина, Молдавия, Германия, Польша). Витебский тоже метит в гиганты. В ближайшем будущем должны электрифицировать участок дороги от Новолисино до Новгорода, и в древнюю столицу Руси можно будет ездить не на поездах дальнего следования через Чудово, как сейчас, а на электричках, срезав петлю километров в 40. Пассажиров, естественно, прибавится. Платформы, рассчитанные на 15 вагонов, придется удлинять хотя бы до 20-вагонного варианта.
Ну а Финляндскому, с которого мы начали, уготована судьба чисто пригородного вокзала для обслуживания курортной зоны Санкт-Петербурга и Карельского перешейка. Уже сейчас он принимает всего лишь 600 пассажиров дальнего следования в сутки - с хельсинкских поездов "Сибелиус", "Репин" и поезда на Костомукшу. С открытием Ладожского вокзала два последних поезда перебросят на него, со временем и третий.
Армия электричек Финляндского тем временем будет прирастать. Летом в солнечные дни через Финляндский вокзал за город отправляется до 200 тысяч пассажиров в день (60 тысяч - среднегодовая норма). Приходится назначать дополнительные поезда. На Карельском перешейке идет бурное строительство коттеджей. В ближайшие десять лет эта тенденция сохранится, обеспечив неувядающую перспективу самому молодому вокзалу в Петербурге. Впрочем, совсем скоро он лишится привилегии называться самым молодым.
Новобранец Ладожский
В конце мая откроется Ладожский вокзал, назначение которого - отбить пассажиров у вокзалов-ветеранов. Козыри - выгодное географическое положение и смелое функциональное решение. Вокзал разбит на две зоны. Пригородные платформы на 15 метров ниже платформ для поездов дальнего следования. Отсюда - смешанное назначение и концепция вокзала-универсала.
Через какой-то месяц Ладожский возьмет на себя пригородные поезда на Мгу, развивая пока что малоосвоенный участок Ленинградской области. Платформа Дача Долгорукова, которую пассажирские поезда пролетают сейчас без остановки, станет нормальной станцией, где можно будет сойти и за каких-то 10 минут наземным транспортом добраться до Московского вокзала.
На втором этапе Ладожский вокзал заберет электропоезда Ириновского направления (через Рахью на Ладожское озеро). Кроме того, под боком у Петербурга (сверни от Мельничного ручья к Петрокрепости и далее на юг вдоль Невы) образуется 80-километровое кольцо для обслуживания дачников и местного населения, имеющих участки между Петербургом, Невой и Ладожским озером: Заневский пост - Ржевка - Мельничный ручей - Невская дубровка -пл. 20 км - Разметелево - Заневский пост (вы все еще не взяли карту в руки?). Для этого, правда, придется проложить железнодорожную ветку между Невской Дубровкой и мостом в районе Павлово-на-Неве, но там всего-то километров шесть.
Благодаря уже существующим, но использующимся пока только для грузовых перевозок путям на Ладожский вокзал можно будет попадать не только с севера и с востока, но и со стороны Москвы - через станцию Обухово и Глухоозерную (в районе Глухоозерского шоссе). Таким образом, Ладожский станет связующим звеном между всеми вокзалами Петербурга. Самое смешное, что железная дорога от этого ничего не получит.
- На данном этапе Ладожский вокзал для нас только дополнительная обуза, - рассказывает Валерий Сергеев. - Идет перераспределение пассажиров, а билетов от этого продаваться больше не станет. Но вскоре мы собираемся пустить на Ладожский вокзал 40 пар поездов в день со станции Горы. Эта ветка завязана на Сестрорецк и Мельничный ручей. В этом районе есть еще места, где еще можно строить, но развитие местности нас сдерживает, и сейчас туда ходит только 5 пар поездов в день. Мы оживим эту землю железной дорогой.
- К тому же поставлена задача к 2008 году наладить высокоскоростное движение от Ладожского вокзала до Хельсинки через Выборг, - дополняет коллегу Александр Карамышев. - Если все получится, до Выборга поезда будут добираться за час...
|