На минувшей неделе развенчался еще один миф, касающийся расходования бюджетных средств, выделенных Петербургу на 300-летие. Михаил Бесхмельницын, аудитор Счетной палаты России, 8 апреля рассказал о результатах комплексной проверки СП подготовки к юбилею. При этом он акцентировал внимание на том, что фактов хищения средств вообще выявлено не было, и больше всего вопросов у ревизоров возникло не к администрации города, а к различным федеральным министерствам и ведомствам.
Ничего удивительного, по большому счету, в этом заявлении аудитора Счетной палаты нет. Давно известно, что большинство средств федерального бюджета, выделенных на проведение юбилея города, осваиваются именно федеральными структурами. Самые значимые исторические объекты города, на реконструкцию и реставрацию которых деньги выделила Москва, также являются федеральной собственностью. Потому и счета за неисполнение графика работ, за неготовность зданий к юбилею, за неправильное расходование средств должны предъявляться соответствующим министерствам и ведомствам, а никак не горадминистрации. Что и подтвердил представитель Счетной палаты.
По словам Бесхмельницына, СП проводила проверку "буквально каждого объекта", независимо от того, кто заказчик и исполнитель ремонтных работ - федеральные или городские структуры. Больше всего претензий, как оказалось, имеется к генподрядчику - Госстрою России. Привел Бесхмельницын и примеры "нерасторопности" чиновников, имеющих отношение к расходованию юбилейных средств. Так, аудитор отметил, что проектно-сметная документация зачастую была подготовлена некачественно, а уже в ходе работ неожиданно появлялись "дополнительные инженерные проблемы", требующие, естественно, дополнительных, не предусмотренных вложений. Аудитор особо подчеркнул, что у СП есть много серьезных вопросов к Госстрою относительно тендеров на проведение ремонтно-восстановительных работ.
Михаил Бесхмельницын отметил, что аналогичные претензии у Счетной палаты имеются и к другим министерствам и ведомствам, в том числе и к городской администрации. Но, по его мнению, совершенно неправомерно делать акцент на том, что основные нарушения допущены именно ведомством губернатора Петербурга. Аудитор СП отметил - такое мнение могло сложиться в связи с тем, что около 1 миллиарда рублей, выделенных территориальному дорожному фонду, было потрачено на благоустройство городского садово-паркового хозяйства. Речь здесь ни в коем случае не идет о хищении средств, а лишь об их нецелевом использовании, что, кстати, и было зафиксировано Счетной палатой еще в январе этого года. Тогда же губернатору было направлено предписание отчитаться за их расходование.
История получила развитие в конце марта, когда с гневными обличениями в адрес губернатора Петербурга по поводу использования этих средств выступил глава СП Сергей Степашин. Помимо обвинений в неправильном расходовании денег главный контролер России вменил Владимиру Яковлеву в вину "систематическое игнорирование решения конституционного органа финансового контроля". Сергей Степашин также пригрозил провести еще одну проверку в апреле этого года и материалы по ее результатам направить в Генпрокуратуру.
Между тем относительное спокойствие чиновников Смольного после громких заявлений Степашина можно понять. Глава пресс-службы губернатора Александр Афанасьев уже неоднократно заявлял, что администрация не имеет никакого отношения к расходованию средств федерального бюджета. Все претензии СП по обнаруженным фактам их неправомерного использования должны быть обращены именно к федеральным структурам. А сенсационные разоблачения Степашина являются не чем иным, как обычным политическим давлением на действующего губернатора и желанием сделать его в глазах всей страны виновным во всех недочетах при проведении юбилея.
Действительно, политическую составляющую в действиях главы СП найти несложно. Напомним, что до начала апреля Владимир Яковлев потенциально мог претендовать на третий губернаторский срок, и если бы это стало законно возможным, то наверняка выиграл бы выборы в Петербурге. Потому неудивительно, что на него со всех сторон постоянно оказывалось давление с целью "не пустить". При этом Счетная палата является органом, который обладает серьезными полномочиями и рычагами воздействия на чиновников и мнение которого игнорировать политически опасно. Нельзя забывать и то, что Сергей Степашин в 2000 году сам недолгое время походил в претендентах в губернаторы Петербурга, да и вообще давно испытывает неприязнь к Владимиру Анатольевичу. Между тем 2 апреля Владимир Яковлев официально заявил, что у него нет законных и моральных прав добиваться для себя третьего срока, и сразу вслед за этим у Счетной палаты пропало желание обвинять администрацию города во всех юбилейных грехах. Причем похоже, что сам Степашин не решился опровергать собственные заявления, сделанные ранее. Потому и поручил рассказать о ситуации в Петербурге своему подчиненному Михаилу Бесхмельницыну.
Возможно, что немаловажную роль в разрешении претензий Счетной палаты к Смольному сыграла и смена полпреда по СЗФО. Валентина Матвиенко сразу же заявила, что политикам пора прекратить бессмысленные "наезды" друг на друга, а решать проблемы совместно. Тем более что, как теперь признали и в ведомстве Сергея Степашина, недовольство Счетной палаты было, по большей части, направлено не по адресу.
|