Уставный суд Петербурга перешел от теории к практике
Сегодня на заседании Уставного суда Петербурга будет предоставлено заключительное слово сторонам в тяжбе группы депутатов Законодательного собрания с финансовыми органами администрации города. Депутаты просят признать не соответствующими Уставу Петербурга пункты 2, 4, 5 статьи 20 Закона "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год". Выслушав заключительные слова, семь судей Уставного суда удалятся на голосование по этому сложному денежному делу.
Рассмотрение запроса группы депутатов ЗакСа по Закону "О бюджете..." становится вторым громким делом Уставного суда Петербурга. Правда, если вопрос "о третьем сроке губернатора Яковлева" был лишь теоретическим, поскольку ко времени его постановки перед судом было еще неясно, будет ли точно Владимир Яковлев вновь выдвигаться в губернаторы (а "точность", как известно, у нас зависит не столько от самого губернатора, сколько от позиции по этому вопросу Кремля), то бюджетное дело касается чисто практических "перемещений бюджетных ассигнований".
Суть дела в том, что названная статья разрешает перемещать между распорядителями бюджетных средств до 10 процентов доходной части городского бюджета. Именно в этой части скрыты, например, бывшие "депутатские поправки", позволяющие каждому депутату ЗакСа распоряжаться значительной суммой бюджетных денег. В ходе разбирательства Уставный суд заинтересовался и тем, как тратится резервный фонд администрации Санкт-Петербурга (в чиновничьем просторечии именуемый фондом губернатора), который в соответствии с Уставом Петербурга не может превышать одного процента городского бюджета.
Чтобы читатель сориентировался, о каких суммах идет речь, напомним, что расходная часть бюджета 2003 года составляет около 77 миллиардов рублей, соответственно, резервный фонд администрации насчитывает примерно 770 миллионов рублей.
Уставный суд посвятил изучению запроса депутатов несколько заседаний. Все началось 18 марта с выяснения позиции сторон. Потом на заседания стали приглашаться для свидетельских показаний самые разнообразные лица: председатель комитета финансов городской администрации Виктор Кротов, руководитель Контрольно-счетной палаты Петербурга Дмитрий Буренин и даже депутаты Государственной Думы Игорь Артемьев и Оксана Дмитриева, заслушаны на суде депутат ЗакСа Алексей Ковалев (единственный, кому в свое время приписывалось нецелевое использование средств из "депутатских поправок") и начальник организационно-правового управления комитета финансов города Владимир Винокуров...
К сожалению, "бюджетное дело" Уставного суда Петербурга становится интригующим совсем не потому, что оно затрагивает немалые бюджетные средства города. Безусловно, когда речь идет о десяти процентах городского бюджета (или даже об одном), порядок в их расходовании должен быть наведен, в частности, суд мог бы раз и навсегда высказаться о правомерности закладывания средств, которые отдаются в распоряжение депутатов. На самом же деле, Уставному суду, назначаемому Законодательным собранием, предлагается участвовать в очередной интриге, разыгрываемой ЗакСом и Смольным. А привлечение известных людей в качестве свидетелей придает этой интриге приятную "громкость".
Согласно статье 51-й Устава Санкт-Петербурга "Уставный суд создается для рассмотрения вопросов соответствия законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга... Уставу, а также для официального толкования Устава Санкт-Петербурга". Следовательно, суд рассматривает дело не о деньгах и даже не о их количестве, а о соответствии одной буквы закона (например, Закона "О бюджете...") другой (Уставу города).
Справка "Известий"
Статья 4 Закона об Уставном суде Санкт-Петербурга: "Уставный суд состоит из семи судей, назначаемых на должности Законодательным собранием Санкт-Петербурга"
Статья 68: "1. Постановление Уставного суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения".
|