Думаете, рейтинги существуют, чтобы показывать объективную ситуацию в различных сферах нашей жизни?.. Не только: это еще и неплохой инструмент для навязывания определенных стереотипов. Крамольная мысль, но она невольно приходит в голову, если взглянуть пристально. Скажем, электронные СМИ постоянно предлагают рассмотреть ту или иную ситуацию количественно, через социологический опрос или все тот же политический (экономический или иной) рейтинг. При этом они сами порой и являются создателем количественной стороны события.
Простой пример: на прошлой неделе петербургские СМИ посвятили рабочим встречам нового полномочного представителя в Северо-Западном федеральном округе Валентины Матвиенко три десятка сюжетов. Более того, тот же "Росбалт" (откуда взяты данные) скромно отмечает, что "последние три недели рейтинг цитируемости в петербургских СМИ среди городских политиков прочно удерживала Валентина Матвиенко". Так это же самое агентство само и формирует этот рейтинг, по нескольку раз в день упоминая имя уважаемого человека. То же самое можно сказать про некоторые телекомпании и другие СМИ, распространяющие свою информацию в электронном виде.
Связана ли такая активность с предвыборной кампанией Валентины Ивановны, которая намеревается в скором будущем занять кресло губернатора Петербурга? Вероятно, в этом есть доля правды, хотя сама госпожа Матвиенко об этом публично не объявляла. Более того, она не делает ничего, что можно было бы отнести к предвыборным действиям. Валентина Ивановна просто выполняет свою работу, не боясь при этом контактировать с прессой (чего старался по возможности избежать предыдущий полпред).
Если присмотреться к ситуации внимательно, то, казалось бы, нынешнему полпреду подобная шумиха и ни к чему. Ведь и так на всю страну было объявлено, что именно она ответственна за празднование 300-летия Петербурга, а значит, любые недочеты в проведения юбилея автоматически будут работать против нее. Если раньше такой фигурой был губернатор Владимир Яковлев, то теперь он отодвинут на второй план. Есть ли смысл в таких некомфортных и отчасти непредсказуемых условиях начинать предвыборную кампанию? Весьма сомнительно. И это не может не понимать Валентина Ивановна. Она и понимает, и даже попросила не обсуждать ее как кандидата в губернаторы. Но все бесполезно: как и прежде, окружение полпреда пытается следовать старой французской пословице "Свита делает короля".
Хочется верить, что нынешняя свита полпреда окажется более умной и умелой, чем окружение предыдущего представителя президента, которого хватило только на организацию противостояния между исполнительной властью и своим руководством. Однако первые шаги нынешней свиты вряд ли можно назвать удачными. Мощное информационное давление по поводу намерения (еще раз надо заметить, официально необъявленного) Валентины Матвиенко баллотироваться в губернаторы Петербурга начинает уже раздражать. Невольно вспоминается наше недавнее прошлое, когда каждый чих генсека превозносился как мудрое откровение.
"Валентина Матвиенко призывает принять радикальные меры по улучшению ситуации с недропользованием", "Матвиенко ознакомилась с ходом строительства Ладожского вокзала" и другие подобные заголовки становятся привычным антуражем электронных средств массовой информации. Бесконечное цитирование слов полпреда является непременным условием информации, где упоминается ее фамилия. Создается такое впечатление, что любое действие Валентины Ивановны будет запротоколировано и выдано с соответствующими комментариями на публику.
В психологии, которую, по идее, должны были бы изучать пиаровцы, окружающие любого публичного деятеля, существует такое понятие "эффект бумеранга". Оно подразумевает, что частое упоминание какого-либо события или человека вызывает у людей отторжение, то есть реакцию, совершенно противоположную той, которой добивались создатели. Этот нюанс почему-то организаторами нынешнего информационного всплеска не учитывается. Или игнорируется по какой-то причине. Таким образом, вполне может случиться, что, когда дело дойдет до официальной предвыборной кампании, реальный рейтинг полпреда (если она выставит свою кандидатуру на пост губернатора) будет гораздо ниже ныне декларируемого.
Есть и другой момент, который не стоит сбрасывать со счетов. При нынешней свободе слова, нельзя всю прессу заставить писать в нужном идеологическом русле. Более того, спекуляция на имени известных людей, как правило, вызывает негативную реакцию, причем она бывает чаще направлена на объект публикаций, а не на тех субъектов, кто в административном восторге забывает элементарные правила приличия. Результатом же являются жалобы политических деятелей, что, дескать, не удалось найти контакта со СМИ. Будет досадно, если Валентина Ивановна попадется в ловушку, созданную собственными верными людьми. И не по злому умыслу, а с самыми лучшими намерениями. А ими, известно, куда дорога вымощена...
|