Владимир Яковлев выкинул белый флаг, однако об условиях капитуляции еще не договорился. Публично отказавшись от претензий на третий срок, питерский губернатор лишь выполнил условие, без которого такие переговоры с Кремлем вообще были невозможны.
С позиций силы
Считается, что Владимир Яковлев принял свое решение без посторонней помощи. По его собственным словам — еще в 2000 году, как только был переизбран на второй срок. Однако в Москве широкое распространение получила другая версия: если б Яковлев не заявил об уходе до юбилея, за его судьбу и в отдаленном, и в самом ближайшем будущем никто бы не поручился.
Москвичи полагают, что питерского градоначальника с помощью Генеральной прокуратуры «дожала» бы Счетная палата РФ. За два дня до выброса белого флага коллегия СП обвинила Яковлева в «систематическом игнорировании решений органа государственного финансового контроля». Палата обнаружила, что в 2002 году Смольный злоупотреблял бюджетными деньгами, а губернатор на эти данные никак не реагировал.
Но был и еще один «крючок». Владимира Яковлева могли сделать «крайним» в афере со строительством вокзала для высокоскоростной магистрали, обернувшейся убытками на 34 миллиона долларов. Под договором поручительства на эту стройку стоит подпись Яковлева.
Кольцо сжимается
Если б губернатор обо всем договорился с Путиным за две недавние аудиенции в Кремле, то после отказа идти на третий срок давление на Яковлева должно было прекратиться. Однако железные объятья стали еще теснее.
Прокурором Петербурга утвержден Николай Винниченко. Председатель питерской Контрольно-счетной палаты Дмитрий Буренин доложил городскому парламенту, что Смольный в 2002 году незаконно использовал 1 млрд 600 млн бюджетных средств, а нецелевым образом потратил порядка 800 млн. Досталось и от обеих палат парламента российского. В Совете Федерации аудиторы Счетной палаты РФ объявили, что «юбилейные» деньги разбазариваются и что 18 объектов все-таки не будут готовы. А комиссия Госдумы, наблюдавшая за ходом декабрьских выборов в ЗакС, почему-то именно сейчас заявила о замеченных ею «многочисленных нарушениях» законодательства РФ. И предложила Центризбиркому РФ «принять меры по укреплению руководства Санкт-Петербургской избирательной комиссии».
Потерявшему влияние на Горизбирком Яковлеву будет во сто крат труднее посадить вместо себя в Смольном «нужного» человека. А уж получить нужный результат на референдуме и вовсе нереально. Комментируя свое отречение, губернатор напоминал журналистам о такой возможности. Теперь о ней можно забыть.
Того гляди, Смольный лишится и своего главного рупора. 24 июня «ТРК-Петербург» перестанет владеть соответствующей частотой, то есть местом в эфире. Ожидается, что с благословения полпреда Валентины Матвиенко телекомпания — после соответствующей перетряски — вернется на федеральный уровень, а ее место в петербургской телевизионной сетке достанется региональной дирекции одного из двух каналов — ОРТ либо РТР.
Призрак коммунизма
Губернатор и его команда тоже решили показать зубы и вспомнили свой давний интерес к Ленинградской области. В ЗакСе «Единый город» во главе с Юрием Рыдником и коммунисты во главе с Юрием Савельевым решили объединиться во имя борьбы за новый субъект Федерации, который заменит Ленинградскую область и Петербург. А Владимир Яковлев, впервые появившись после отречения на публике, поддержал тему словами «интеграция города и области уже произошла, нужно только юридическое оформление».
Но превратить 47-й регион в предмет политического торга не удалось. В тот самый день, когда бизнесмены и патриоты задумались о слиянии двух субъектов, а Владимир Яковлев сотворил сенсацию в телеэфире, в области был досрочно и без видимых причин смещен со своего поста председатель Облизбиркома Владимир Пылин. А два дня спустя, пока питерский губернатор рассуждал о необходимости укрупнения, областной губернатор Валерий Сердюков общался в Кремле с президентом Путиным. Президент, понятное дело, идею слияния Питера с областью не поддержал.
Призрак блока коммунистов и бизнесменов растаял, так и не обретя плоть. Входящая в «Единый город» фракция «Наш город» во главе с Сергеем Тарасовым вступать в новый союз отказалась. А руководитель фракции КПРФ-НПСР Юрий Савельев признался, что с объединением придется повременить, многозначительно заметив: «Москва забеспокоилась». Как стало известно «АиФ-Петербург» из источника, близкого к Администрации президента, в ближайшие четыре года идея укрупнения субъектов Федерации будет «неактуальна».
Условия капитуляции
Если о визите Сердюкова к Путину известно хоть что-то, то о чем шла речь меж президентом и питерским губернатором, доподлинно не знает никто. По одной версии, Яковлева поставили перед выбором. Либо он просто спокойно уходит — и тогда продолжает политическую карьеру в правительстве или за рубежом. Либо он суетится по поводу преемника и вообще сохраняет свободу действий вплоть до выставления своей кандидатуры на областные выборы и инициирования референдума. Но тогда в случае неудачи его политическая смерть превращается в его личное дело. По другой версии, в Кремле речь шла только об условиях капитуляции и ни о чем больше, а в отношении своей карьеры губернатору придется положиться на милость победителя.
Суета вокруг Ленобласти вписывается и в тот, и в другой сценарий. Равно как и самое последнее решение Путина, назначившего первым замом Валентины Матвиенко генерала Андрея Черненко. Бывший начальник Федеральной миграционной службы РФ считается человеком Сергея Степашина. А взаимоотношения Степашина и Владимира Яковлева в комментариях не нуждаются.
Скорее всего, истина лежит где-то посередине. Губернатор еще не выбрал ни тот, ни другой вариант и просто пытается выжать из ситуации максимум. То есть получить как можно больше гарантий, что его интересы, в том числе в бизнесе, будут сохранены. Этот маневр, по слухам, уже стоил Владимиру Яковлеву вице-премьерского кресла, и теперь лучшим для него вариантом считается назначение послом в крупную мировую державу вроде Китая.
Беглым… пли!
Проблема в том, что Путин не может предоставить питерскому градоначальнику такого же статуса, как в свое время семье Бориса Ельцина. Рассказывают, что недавно в одном из закрытых клубов Москвы приехавший туда Виктор Черкесов на вопрос, почему нельзя было образцово наказать в Питере какого-нибудь проворовавшегося министра, ответил в том духе, что, мол, слишком глубоко все увязло. Кроме того, от президента давно ждут конкретных шагов по наведению порядка. На первых порах то, что он в 2000-м не стал сажать «воров в чинах», считалось его огромной заслугой. Однако до новых президентских выборов народ все же должен понять, что безнаказанности в России приходит конец.
Похоже, питерскому губернатору не остается ничего другого, как согласиться на безоговорочную капитуляцию. Есть ведь и другая причина, по которой губернаторской «семье» (в широком смысле слова) нельзя дать гарантии сохранности бизнеса, будь то тепло, бензин или плитка для мостовых. Грядет замена городской элиты. Она сейчас «рулит» всеми финансовыми потоками, которые надлежит замкнуть на верные президенту структуры. И как бы «федералы» ни хотели сохранить «максимум преемственности», большая часть вице-губернаторов, скорее всего, будет заменена. Пока наилучшие шансы остаться в Смольном имеют Александр Смирнов, подготовивший заявление об уходе месяца три назад, и начальник смольнинской канцелярии — близкий к полпредству Александр Беглов.
Последний, по данным «АиФ-Петербург», сейчас рассматривается как самая подходящая кандидатура на должность «и.о. губернатора». А в том, что вскоре после юбилея Владимир Яковлев добровольно и досрочно «сдаст» город, не сомневается уже, кажется, никто.
|