Владимир Яковлев отказался от борьбы за право в третий раз стать губернатором Петербурга.
Очевидно, что именно оглашение отказа было предметом беседы во время последней встречи Владимира Яковлева с Владимиром Путиным, и слова губернатора, произнесенные в среду вечером в эфире передачи "Время губернатора" ТРК "Петербург", означают выполнение договоренностей, достигнутых с президентом.
Трудно не признать, что, хотя этого ждали, само заявление стало неожиданностью. Владимир Яковлев сделал достаточно сильный политический ход, выбив из рук многих политиков, делавших карьеру на борьбе с нынешним "смольнинским режимом", один из главных критических аргументов.
Изменяется психологическая атмосфера в городском парламенте: теряет смысл объединение различных фракций и групп под лозунгом "Не допустим третьего срока!". С одной стороны, блок "Единый город" окончательно перестает ассоциироваться как "прояковлевский", с другой - обостряются противоречия внутри парламентского большинства, объединенного по большому счету только настроем против фигуры Владимира Яковлева.
Совершенно по-иному выглядит теперь и картина самих губернаторских выборов. Сама гипотетическая возможность участия в них Владимира Яковлева заранее обусловливала высокую степень остроты схватки за пост главы северной столицы и ее неясный результат. Теперь уже самому неискушенному избирателю понятно, что в 2004 году у руля города встанет если не Валентина Матвиенко, то другой политик, столь же тесно связанный с президентской командой. И в этом смысле фамилия его по большому счету не имеет определяющего значения: Петербургу подскажут, какого губернатора он достоин.
В определенной степени Владимир Яковлев дезориентировал верный ему электорат, который, конечно, сильно уменьшился за последние годы, но тем не менее составляет весомую долю избирателей. Что ни говори, но немало горожан по-прежнему продолжают уважать Владимира Анатольевича и верить ему, и сегодня они должны чувствовать себя растерянными.
Зато гораздо легче стало городской элите, последний год вынужденной сохранять лояльность губернатору Яковлеву, чтобы не потерять имеющиеся преференции, и в то же время делать это так, чтобы не прослыть убежденными яковлевцами. Владимир Анатольевич сделал им царский подарок - определенность. В обмен он получил редкую возможность узнать, сколько же у него настоящих друзей.
А государственная (может быть, и политическая) карьера самого Владимира Яковлева на этом отнюдь не заканчивается: петербургская политтусовка уверена - и эта уверенность подкреплена прозрачным намеком из уст спикера Совета Федерации Сергея Миронова, - что Владимира Анатольевича ждет высокая федеральная должность.
|