Почему полпред и губернатор пожали друг другу руки
В пятницу на минувшей неделе Валентина Матвиенко и Владимир Яковлев заявили, что информационная война между полпредом и губернатором закончена. Валентина Ивановна подчеркнула: публичные скандалы вредят Петербургу.
С Петровской набережной такие слова донеслись впервые.
Главным "оружием массового поражения" в трехлетней информационной войне был тезис о системном кризисе Петербурга: экономика города в упадке, все поражено коррупцией, криминогенная ситуация отчаянная.
Смена караула на набережной произошла именно тогда, когда публичные рассуждения об упадке Петербурга стали слишком дорого обходиться президенту. Устраивать саммит глав государств в "центре упадка"? Президента трудно заподозрить в мазохизме.
Тем более что тезис этот противоречит достаточно очевидным фактам.
Об отношении к статистике
Особо доверять государственной статистике сложно: она страдает сильной близорукостью.
Вот она пытается подсчитать уровень зарплат. Но при этом в поле ее внимания не попадает, например, заработок водителя-"бомбилы", которого вы сегодня тормознули на улице. А их в Петербурге - десятки тысяч.
Однако кое в чем статистике можно верить.
Госкомстат - федеральная структура, действующая во всех субъектах Федерации. Местная власть в пору всеобщей централизации на федеральные ведомства не очень влияет, Госкомстат работает вполне независимо от нее. Методика подсчета везде тоже одинаковая.
Иначе говоря, если статистика в абсолютных цифрах и привирает, то соотношения величин, касающихся различных регионов, выводит в целом верно.
Посмотрим, что говорит отчет Госкомстата "Социально-экономическое положение России" за январь-август прошлого года о Петербурге. Хотелось бы, конечно, изучить отчет за год, но его пока нет.
Накануне жилищного бума
Иногда в качестве универсального показателя состояния экономики используют положение со строительством жилья. В США строительный бум ознаменовал выход из Великой депрессии. Если люди начинают прилично зарабатывать - они думают в первую очередь о жилье для себя и своих детей.
В Штатах народ строит собственные дома. У нас под словом "дом" понимают квартиру, но суть - та же.
В Петербурге за январь-август 2002 года объем жилищного строительства вырос на 67,6 процента по сравнению с тем же периодом позапрошлого года!
Москва в этом смысле Петербургу в подметки не годится - там рост составил 22,7 процента. По России у Петербурга 6-е место по темпам роста объемов жилья, по Северо-Западному федеральному округу - первое.
Потому что деньги есть
Жилья в Петербурге сейчас строят немногим меньше, чем при коммунистах. Тогда квартиры давали бесплатно, сейчас бесплатного нет ничего. Все, что построено, народ должен купить не менее чем по 400 долларов за квадратный метр. Если народ по причине бедности квартиры покупать не станет, бизнесмены строить откажутся - зачем вкладывать деньги, коли построенное продать невозможно?
Рассуждаю примитивно. В январе-августе прошлого года в городе сдано 775,4 тысячи квадратных метров жилья. Давайте считать, что все оно - по 400 долларов квадратный метр. Чтобы его купить, петербуржцы должны были выложить больше 300 миллионов долларов.
При этом спрос на жилье все время растет.
Рост этот приводит к последствиям, которые трактуют опять же как свидетельство кризисных явлений в городе. Вот скандалы вокруг застройки свободных пятен - жильцы домов не хотят терпеть рядом с собой стройки, создают комитеты борьбы, подают в суды иски.
Но посмотрим на проблему с другой стороны. Острейшая борьба за "свободные пятна" - результат несгибаемого стремления инвесторов во что бы то ни стало вложить деньги в строительство жилья, потому что оно крайне выгодно, потому что жилье обязательно раскупят!
Учтем еще одно обстоятельство: квартиры покупают не на последние копейки.
По сравнению с Москвой
В январе-августе минувшего года петербуржцы оставили в магазинах на 12,9 процента денег больше, чем за тот же период года позапрошлого.
Сравним опять же со столицей: там рост составил 3,8 процента, по России в целом - 8,8 процента. Розничная торговля у нас росла раза в полтора быстрее, чем по стране в целом.
На Северо-Западе по этому показателю Петербург занимает третье место (вперед вырвались Карелия и республика Коми).
Залезаем в другой раздел отчета - "Динамика реальных денежных доходов". Картина та же: денежные доходы населения в июле 2002 года по сравнению с июлем 2001 года в Петербурге выросли на 18,5 процентов (в Москве упали на 6 процентов, в России поднялись на 9,8 процента). И по этому показателю Петербург занимает опять же третье место на Северо-Западе.
Среди лидеров
В какой раздел статотчета ни посмотришь - картина одна и та же: по множеству показателей "деградирующий" город находится в числе лидеров.
Есть, однако, такая графа - "число зарегистрированных преступлений". По нему наша "криминальная столица" дала сбой: цифра упала почти на 20 процентов. А вот в столице настоящей - выросла на 56,3 процента.
Как бы ни лукавила статистика, есть факты, которые толкуются однозначно. Если жилья строят все больше - значит, доходы населения растут. Если в Петербурге уже 85 тысяч вакантных рабочих мест - значит, производство товаров и услуг на подъеме. Если первые этажи на улицах сплошь заняты магазинами, возникшими за последние два года, - значит, бизнес все-таки оживает. Если в очередной раз вырос кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (а он вырос) - значит, инвесторы стали больше городу доверять.
Очевидная истина такова: что бы ни говорили политики, оппонирующие Смольному, Петербург является одним из лидеров социально-экономического развития России.
Последствия
Политическая позиция, основанная на явном игнорировании этого факта, рано или поздно должна была войти в противоречие с интересами лидера страны. Черная краска оказалась плохим инструментом борьбы с губернатором и его администрацией: от нее на фасаде города остаются пятна, а позволить этого сейчас президент не может.
Странно, но перед лицом этой очевидности предшественник Матвиенко не пожелал хотя бы на время скорректировать свою политику. С другой стороны, неудивительно, что с первого своего шага Валентина Ивановна, политик гибкий и умный, отказалась от сомнительного наследия.
Трудно сейчас сказать, как сложатся отношения нового полпреда с губернатором. Публичные заявления - одно, реальные политические процессы - совсем другое.
С уверенностью можно сказать лишь одно: информационная война если и не прекратится вовсе, то будет введена в цивилизованные рамки. Губернатор сейчас отвечает за организацию празднования 300-летия Петербурга, полпред - за организацию проведения саммита глав государств. Интерес у них один: все должно пройти как можно лучше.
|