"Тэбукнефть" добывает 1 млн т сырья в год и является крупнейшим из независимых нефтяных предприятий на юге Коми. Добыча компании падает. "ЛУКОЙЛ" через свою "дочку" "Коминефть" владеет 51,73% обыкновенных и 9,48% привилегированных акций "Тэбукнефти". Urals, одним из основных акционеров которой является бывший зять Бориса Ельцина Леонид Дьяченко, через ряд офшоров владеет менее чем 50% обыкновенных и крупным пакетом привилегированных акций. Дивиденды по "префам" "Тэбукнефти" не платятся с 1997 г. , поэтому контрольный пакет голосующих акций (50,67% ) находится у Urals.
До недавнего времени Urals управляла предприятием: ее представители занимали пять из девяти мест в совете директоров "Тэбукнефти". Однако в конце января из-за конфликта с Urals трое менеджеров "Тэбукнефти", входивших в совет директоров компании, перешли на сторону "ЛУКОЙЛа". В результате ставленники "ЛУКОЙЛа" заняли посты гендиректора и председателя совета директоров "Тэбукнефти".
Urals объявила эти метаморфозы незаконными и стала грозить "ЛУКОЙЛу" арестами его зарубежных активов. Попутно противоборствующие стороны инициировали сразу три собрания акционеров "Тэбукнефти" - на 20 марта было назначено внеочередное, а на 21-е - еще одно внеочередное и годовое. На внеочередных собраниях каждый из соперников рассчитывал переизбрать совет директоров. На годовом собрании, помимо стандартных вопросов, акционеры наметили обсудить выплату дивидендов по привилегированным акциям.
Впрочем, в начале марта соперники объявили о том, что ведут переговоры о купле-продаже доли бизнеса в "Тэбукнефти" и уже близки к компромиссу. Теперь есть основания предполагать, что этот компромисс достигнут. Как сообщил "Ведомостям" представитель "ЛУКОЙЛа", оба внеочередных собрания проголосовали против смены совета директоров, поддерживающего "ЛУКОЙЛ". Годовое же собрание, по словам нефтяника, выбрало новый совет, где "абсолютное большинство" мест принадлежит "ЛУКОЙЛу", а также приняло решение о выплате дивидендов по "префам".
Вряд ли все это могло случиться, если бы основные акционеры продолжали конфликтовать. Однако сотрудник "ЛУКОЙЛа" трактует ситуацию несколько иначе. По его словам, холдинг предложил очень хорошую программу развития "Тэбукнефти" и тем самым привлек на свою сторону неких "миноритарных акционеров, независимых от Urals", что и дало ему большинство на собрании. Представитель "ЛУКОЙЛа" также сказал, что переговоры о покупке доли Urals в "Тэбукнефти" идут своим чередом и с итогами собраний никак не связаны.
В самой "Тэбукнефти" информацию о собраниях не комментируют. По словам пресс-секретаря компании Тамары Северухиной, подсчет голосов еще не закончен, поэтому итоги собраний будут оглашены в течение ближайших 15 дней. Представители московского офиса Urals отказались комментировать ситуацию. Письменный запрос в лондонский офис компании остался без ответа.
Между тем источник, близкий к переговорам, сказал "Ведомостям", что итоги прошедших собраний были вполне прогнозируемы. "Они соответствуют принципиальной договоренности о продаже доли Urals в "Тэбукнефти" группе физлиц, которые разделяют наши взгляды на дальнейшее развитие этого предприятия", - говорит собеседник.
Источник не назвал точную сумму сделки, сказав лишь, что "она намного меньше, чем просили [продавцы], - где-то порядка $100 млн".
Аналитик Доверительного и инвестиционного банка Владислав Метнев считает такую цену вполне адекватной, но лишь для нынешнего уровня цен на нефть. Если же учесть их прогнозируемое падение, то $100 млн, по мнению эксперта, - завышенная сумма за "Тэбукнефть".
|