Война далеко, но она рядом. Кажется, жизнь течет, как и прежде: так же спешат по своим делам люди, играют уличные музыканты, нервно гудят в пробках машины. Но что-то изменилось. Вот из-за угла выкатилась странная стайка парней в белых футболках, натянутых поверх зимних курток. У каждого на груди - большая красная буква. Парни немного замешкались, потом поменялись друг с другом местами, и из пяти красных латинских букв сложились два коротких английских слова: "NO WAR" - НЕТ ВОЙНЕ. Так, шеренгой, перекрывая почти весь тротуар, они медленно прошли по Восстания, мимо метро и свернули за угол - на Невский...
Митинги и пикеты протеста начались в Петербурге еще накануне войны, проходят они и сейчас - у зданий генконсульств США и Великобритании. Первыми на улицы вышли характерные граждане "левой ориентации" - коммунисты, трудороссы, национал-большевики. Потом к ним присоединились вполне вменяемые молодые партийцы - молодежное "Единство", молодежное "Яблоко".
По поводу войны в Ираке успели высказаться все основные политические силы города. Законодательное собрание даже опередило события, приняв свое обращение заранее, еще до начала военных действий. "Администрация США поражена вирусом воинствующей агрессии, проводит политику, грубо попирающую общепризнанные принципы и нормы международного права", - говорится в документе. А один из его авторов, известный своими ура-патриотическими и великодержавными настроениями депутат Юрий Савельев заявил, что надеется, что обращение "успеет остановить войну в Ираке". Не успело.
Губернатор Владимир Яковлев был сдержанней: "А если Америке в следующий раз не понравится кто-то другой? Нельзя таким способом решать конфликты. Ведь худой мир лучше доброй ссоры", - сказал он, добавив, что после того, как услышал, что американцы начнут наносить удары по Ираку, ему "всю ночь снилась война, бомбежки".
Питерские мусульмане, у которых, как и у всех мусульман, начался праздник Навруз-Байрам (между прочим, праздник мира и обновления жизни!), начали свой пятничный намаз в соборной мечети с молитвы о прекращении войны. "Мы молимся не о том, чтобы Аллах наказал агрессоров, наши молитвы обращены к Всевышнему с просьбой прекратить уничтожение наших братьев и сестер", - подчеркнул муфтий Жафар Пончаев.
Питерские американцы, как и во всем мире, принимают меры повышенной безопасности. Генконсул в Петербурге Моррис Хьюз порекомендовал всем гражданам США зарегистрироваться в консульстве и получить дополнительную информацию. Принять особые меры охраны американские дипломаты у питерской милиции не просили, хотя и без того туда был направлен дополнительный милицейский наряд...
Но самый больной для петербуржцев вопрос - это судьба предстоящего юбилея города. Ведь теперь, когда мало кто возьмется предсказать сценарий развития событий, намеченный на конец мая грандиозный международный праздник в Петербурге может просто сорваться (мы, вероятно, первыми написали о такой возможности еще неделю назад). Кто теперь приедет на саммит глав 45 государств с участием Тони Блэра и Джорджа Буша? Приедет ли кто-то вообще? И состоится ли сам саммит? Губернатор Владимир Яковлев в растерянности. "Нам очень хотелось бы, чтобы эти трагические события не повлияли, но война есть война, и как будут развиваться события, не знает никто, - говорит он. - Мы не знаем, как будет выглядеть мир после всего того, что происходит, и насколько нравственно будет проводить эти мероприятия вообще".
Между тем посол США в России Александр Вершбоу подтвердил, что Джордж Буш, как и было запланировано, совершит свой визит в Россию. А значит, примет участие в торжествах по случаю петербургского юбилея. Только как это теперь здесь воспримут? Мало того, что в городе левые партии с подачи Петербургской региональной партии коммунистов выступили с предложением не пускать на юбилей глав "государств-агрессоров". Так буквально тут же тему подхватили в Госдуме. Депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов уже предложил рассмотреть подготовленный им проект постановления "О нежелательности визита президента США Джорджа Буша на празднование 300-летия Петербурга".
При таком раскладе всемирный праздник, вполне вероятно, может не получиться. И с одной стороны, это неплохо. Ведь тогда трехсотлетие станет праздником не заезжих VIP-персон, а простых горожан - что и обещалось прежде. А с другой стороны, последствия для города могут быть самыми неприятными. Во-первых, пресловутый федеральный центр, удостоверившись в бесперспективности дальнейшей "раскрутки" питерского юбилея, может, махнув рукой, прекратить интенсивные финансовые вливания в "юбилейные" объекты. Без чего они моментально перейдут в разряд замшелого долгостроя и незавершенки. Во-вторых, один из извечных питерских мифов под названием "окно в Европу", который активно раскручивается как городской бренд в преддверии всемирной юбилейной тусовки, так и останется мифом. При этом блистательный образ "Петербург - одна из европейских столиц" автоматически превращается в то, что нам уже хорошо известно по временам не столь отдаленным: унылое губернское - "город с областной судьбой"...
|