Прямо в коридоре Смольного
В Петербурге сотрудники Академии художеств спешно дописывают портреты городских губернаторов "от Меншикова до Яковлева" для выставки под названием "Начальствующие лица Санкт-Петербурга", которая должна быть открыта в Смольном в конце недели. Пока в распоряжении организаторов выставки - 61 портрет петербургских градоначальников, из которых 38 уже прошли "губернаторскую проверку".
"Губернатор ходит по Смольному, и тут же портрет его висит"
Идея открыть на втором этаже Смольного картинную галерею, состоящую из портретов всех петербургских губернаторов, родилась у председателя городского Союза писателей Даниила Гранина в феврале прошлого года. Он обратился в местный Комитет по культуре, и уже в начале марта группа художников под руководством ректора Академии художеств Альберта Чаркина приступила к работе. К 27 мая прошлого года 38 портретов "галереи губернаторов" были готовы, и Владимир Яковлев торжественно открыл выставку "Начальствующие лица Петербурга".
Сегодня петербургские художники, большинство из которых являются профессорами и аспирантами Академии художеств, практически закончили работу над портретной галереей, где граф Милорадович соседствует с Сергеем Кировым, а князь Голицын - с первым секретарем Ленинградского обкома КПСС Григорием Романовым.
По словам руководителя творческой группы Николая Лысака, художникам приходится работать в тесном контакте с сотрудниками Музея истории города. Те ищут сохранившиеся изображения губернаторов, и по медальонам или гравюрам живописцы реконструируют лица первых персон города. 10 губернаторов пока "безлики" - их изображения музейщикам отыскать не удалось. Каким образом чиновники планируют выйти из этого положения - непонятно. "Может, вместо картины в Смольном бирку повесят. А может, скажут воссоздавать", - говорит Николай Лысак.
В среднем на каждого члена творческого коллектива, состоящего из 10 человек, приходится по 6 полотен. За каждое они получат от администрации города по 500 долларов. Еще 100 долларов составит компенсация за краски и холст. Такую же сумму получит каждый из музейных сотрудников за подбор материалов. В целом галерея обойдется Смольному более чем в полтора миллиона рублей. Изначально художники должны были сдавать работу не "поштучно", а "эпохами". Однако в связи с тем, что времени до юбилея осталось мало, художники, по выражению Николая Лысака, "пишут всех подряд". Все губернаторы изображены в парадных мундирах своего времени. Во что "одевать" современное руководство, решали не художники, а чиновники. Поэтому портреты петербургских градоначальников последних 60 лет выполнены в "костюмах максимально модного для своего времени покроя".
Портрет Владимира Яковлева пишет профессор академии Вячеслав Чернаков. Для написания парадного портрета вместо запланированных двух-трех часовых сеансов художнику понадобилось пять. Сейчас портрет Яковлева находится в Академии художеств, где его тщательно скрывают. По словам пресс-секретаря губернатора Александра Афанасьева, портрет Яковлева не будет вывешен в галерее до тех пор, пока он не сложит с себя полномочия: "А то как-то смешно получается - губернатор ходит по Смольному, и тут же его портрет висит".
"Глядишь, потомки оценят"
Президент Академии художеств Альберт Чаркин рассказал Газете о готовящейся в Петербурге выставке.
- Почему этот заказ поступил в академию, а не в Союз художников?
- Из Смольного обратились ко мне просто потому, что я являюсь ректором Академии художеств. Они думали, что я "напрягу" студентов, и те за неделю намалюют им портреты всех петербургских губернаторов. Однако задача оказалась намного сложнее - не то что студенты, а и многие известные в городе художники оказались не в состоянии адекватно передать изображение с литографий или медальонов. Поэтому мы вынуждены были сократить творческую группу до 10 человек - тех, у которых это получается лучше всего.
- Как реагировали на готовые портреты ныне здравствующие персонажи или их родственники?
- Здесь проблем хватало. Особенно у моего коллеги Вячеслава Чернакова, который писал портреты Анатолия Собчака и Владимира Яковлева. Супруга Собчака Людмила Нарусова оказалась весьма капризной - два раза поясной портрет пришлось править. Зато когда она увидела конечный результат, то даже прослезилась. А портрет Владимира Анатольевича Чернакову пришлось писать два раза, и ни один из них губернатор не утвердил. Поэтому его придется еще дорабатывать.
- Такие заказы, наверное, являются хорошим подспорьем для художников в материальном плане?
- Парадокс в том, что практически всегда художник сам не знает, что создает шедевр. Написал портрет - и забыл. Потом современники посмотрели, сказали: "Боже! Какая красота!" Уверяю вас, это относится и к Врубелю, и к Репину. Так что не исключено, что похожая судьба ожидает и некоторые работы, которые будут висеть в Смольном. Глядишь, потомки оценят.
|