Вчера в полдень состоялась встреча министра культуры России Михаила Швыдкого и экс-министра культуры СССР, ныне главы Комитета Госдумы РФ по культуре и туризму Николая Губенко.
Напомним, что в конце прошлой недели разгорелся скандал по поводу возвращения балдинской коллекции (364 произведения великих мастеров - от Тициана до Дюрера) Бременскому Кунстхалле.
Встреча Губенко и Швыдкого проходила при закрытых дверях и была довольно краткой - около 10 минут потребовалось сторонам, чтобы выяснить позиции друг друга.
Министр культуры РФ Михаил Швыдкой прокомментировал результаты беседы:
- Да, в связи с большим общественным резонансом, с обращением Госдумы к Президенту России я по поручению Владимира Владимировича Путина начал серию встреч с руководителями фракций и комитетов Госдумы РФ. Естественно, что первая встреча состоялась с главой Комитета по культуре и туризму Николаем ГУБЕНКО.
- Вам удалось прийти к общему понимаю вопроса?
- К сожалению, практически по всем позициям мы с Губенко расходимся. Я категорически против смешивания функций законодательной и исполнительной власти.
- Как оценила прокуратура действия Минкультуры?
- В министерстве подошла к концу прокурорская проверка. Пока официального заключения прокуратуры нет, я не могу говорить о результатах. Министерство в своей позиции (а она ясна - балдинская коллекция должна быть возвращена Бременскому Кунстхалле) опирается на решение Конституционного суда от 1999 г., которое определило статус этих рисунков, как личные трофеи офицера Балдина и под закон о перемещенных ценностях не попадающие.
- Губенко отводит большую роль Заявлению о намерениях между российской и германской сторонами десятилетней давности...
- Я не склонен предавать огромного значения Заявлению о намерениях, подписанному в 1993 году.
Условия того времени при соотношении их с нынешней обстановкой представляются менее выгодными, так как сегодня есть принципиально новые предварительные договоренности между Минкультуры РФ и германской стороной. По соглашению 1993 года к середине 1994 года должны были быть переданы Германии не только балдинская коллекция, но и все произведения из собрания Бременской коллекции, находящиеся на территории России. В том числе и 128 рисунков, хранящихся в Эрмитаже. За весь этот объем передаваемых произведений немецкая сторона выражала готовность оставить в дар России всего 10 произведений. Нам это представляется заниженным, даже если брать в расчет только коллекцию Балдина, не говоря о других рисунках. В-третьих, главное условие этого заявления о намерениях уже выполнено немецкой стороной, поскольку в период с 1993 по 1999 г. международный Ганзейский союз (куда входит и Бремен) по инициативе Бремена выделил на реставрацию Никольского собора в Новгороде более 300 тысяч долларов. Подчеркиваю, что в том заявлении шла речь лишь о помощи в реставрации музея-заповедника, а не о полном восстановлении комплекса на средства немецкой стороны, о чем заговорили вдруг сегодня. В этой ситуации требовать от Германии еще каких-то средств, наверное, не вполне корректно, учитывая, что российская сторона свои обязательства тогда по возвращению балдинской коллекции не выполнила. Я лично считаю, что к тому же не была обговорена возможность помощи в восстановлении памятников культуры Смоленщины, также сильно пострадавшей во время Великой Отечественной войны.
- Часто спрашивают: почему выставка откроется сначала в Бремене, а лишь затем в Москве?
- Здесь действия министерства целиком соответствуют пункту 5 Заявления, на которое так часто ссылается Николай Николаевич. Я уж не напоминаю о том, что при вступлении в силу Федерального закона о перемещенных ценностях, принятого при активном участии Губенко, все прежние соглашения утратили свою силу, а Госкомиссия по реституции была вообще упразднена.
- Министерство все так же намеревается привезти балдинскую коллекцию в Германию?
- Думаю, принципиальная договоренность остается в силе. Быть может, изменится дата вернисажа и открытие выставки нам придется отложить на некоторое время именно с целью еще раз подтвердить правовую основу действий Министерства культуры РФ.
Николай ГУБЕНКО после встречи с министром прокомментировал ситуацию "РГ".
- Какие вопросы вы поднимали на встрече с министром?
- Я предложил меры по реализации поручения Президента от 14 марта 2003 года (Пр-434). Нужно отложить в сторону 62 неидентифицированных рисунка, дать возможность экспертам их изучить. Необходимо разместить балдинскую коллекцию в одном из московских музеев и открыто сказать, куда она помещена. Затем обязать экспертов дать реальную стоимость каждому рисунку. Запросить у губернатора М. Прусака сметную стоимость объектов музея-заповедника в Новгороде и его филиалах, разрушенных фашистами во время войны и нуждающихся в техническом и финансовом обеспечении со стороны Германии.
У меня в пятницу был разговор с Президентом. Я рассказал ему о Заявлении российской и германской сторон 1993 года. О тех договоренностях, которые мы тогда достигли, в том числе и о передаче в дар нашей стране 5 листов с рисунками Дюрера, Веронезе, ван Дейка, Рембрандта из Бременской коллекции. Президент об этом не знал...
Считаю, что Минкультуры должно исходить из Заявления о намерениях Бремена и комиссии Федора Поленова, подписанного в 1993 году. Нужно создать группу экспертов, которая бы отобрала рисунки, могущие остаться в России.
- Каков результат вашей встречи с министром?
- Никаких договоренностей достигнуто не было. Каждый остался при своем мнении.
- Ваши будущие действия?
- Я подожду заключения прокуратуры. Напомню лишь, что в своем обращении к Генпрокурору В. Устинову я просил рассмотреть возможность возбуждения судебного дела, а не только проверки Министерства культуры. Возможно, если результаты проверки мне покажутся неудовлетворительными, я буду инициировать судебное разбирательство.
|