В жертву принесены интересы льготников
В Законодательном собрании практически завершен процесс раздела портфелей председателей профильных комиссий. Члены подавляющего большинства из них избрали своих руководителей, осталось лишь утвердить список на заседании. Как и ожидалось, все посты достались членам широкой коалиции, сложившейся в ходе избрания спикера. Впрочем, избирателей вряд ли интересует степень близости председателей комиссий к Вадиму Тюльпанову, равно как и их партийная принадлежность. Куда большее значение имеют деловые качества новоиспеченных руководителей. А вот здесь в ряде случаев возникают проблемы...
Характерный пример - ситуация в комиссии по здравоохранению. Известно, что на пост ее председателя всерьез претендовали двое депутатов: Олег Сергеев из "Единой России" и Александр Редько из фракции КПРФ-НПСР. Оба - медики, оба имеют опыт руководящей работы: Сергеев был председателем профильной комиссии в ЗС первого созыва, Редько с 1996 по 1997 год возглавлял комитет администрации по здравоохранению. И тот, и другой в свое время стали "героями фармацевтических скандалов"... правда, на этом сходство заканчивается, потому что "роли" были совершенно разными...
События, занимавшие внимание общественности в 1996 - 1998 годах, уже изгладились в памяти большинства. Тогда комиссия ЗакС по здравоохранению билась за устранение нарушений в работе Территориального фонда обязательного медицинского страхования и - шире - за более строгий контроль над деятельностью страховых компаний. Депутаты практически не получали информации о деятельности фонда: с инициативой заслушать наконец отчет фонда в Законодательном собрании и сделать его деятельность более открытой выступил именно Олег Сергеев. Казалось бы, в тот период ему удалось добиться немногого, но в дальнейшем многие рекомендации комиссии оказались реализованными.
Другое направление работы комиссии было связано с попытками поставить под контроль закупку лекарств для льготников. Олегу Сергееву и Александру Щелканову приходилось буквально выцарапывать из комитета по здравоохранению информацию о том, какие препараты закупает город, в каком количестве и по какой цене.
Нежелание комитета обнародовать информацию было неудивительным. Так, если верить комитету, в 1997 году было закуплено, например, 8 000 упаковок азалептина, применяющегося при лечении психических заболеваний, на общую сумму 20 614 ООО "старых" рублей. Несложные расчеты показали, что каждая коробочка с пятьюдесятью таблетками обошлась налогоплательщикам в 25 765,5 рубля. По данным экспертов комиссии ЗакС по здравоохранению, это почти на 15 процентов выше цены завода-производителя, хотя ответственные чиновники неоднократно утверждали, что все закупки производятся только по прайс-листам этих самых заводов, а торговая наценка фирм-поставщиков не превышает 10 процентов.
Парадокс в том, что в аптеки в течение того же 1997 года "бесплатный" азалептин поступал дважды, причем оба раза по цене 8 228 рублей! Как это может быть? Есть несколько вариантов. Самый невинный: фирмы поставляли его в иной расфасовке и, следовательно, в ином количестве. Но тогда, спрашивается, какова цена сведениям, которые предоставил комитет по здравоохранению? Если же данные комитета верны, то остается лишь одно объяснение - когда лекарства долго пролежали на складе и срок их годности истек, завод готов продать их за любую цену...
Именно с этим расследованием, а также с законопроектом, подготовлен ним комиссией, многие связывали нападение на Сергеева: он был избит в подъезде собственного дома. Что до закона, принятого ЗакСом в 1997 году, то в нем предполагалось передать полномочия по закупке лекарств комитету экономики и промышленной политики. Кроме того, депутаты настаивали на изменении статуса Центральной фармацевтической базы и лишения ее права заниматься коммерческой деятельностью. Но самое главное - законодатели попытались обязать комитет по здравоохранению ежегодно разрабатывать формуляр лекарственных средств для льготных категорий населения. Формуляр должен был стать приложением к бюджету Санкт-Петербурга, иными словами, администрации предложили финансировать закупку лекарств в полном объеме.
О формуляре, в бытность свою председателем комитета по здравоохранению, много говорил и Александр Редько. По его утверждению, он лишился должности именно потому, что попытался навести порядок в фармацевтической сфере и расширить круг фирм-поставщиков. Но независимые расследования, проводившиеся в те годы, показали, что это не вполне соответствует действительности.
В 1995 году, то есть до прихода Редько, треть средств, израсходованных на закупку "льготных" препаратов, была направлена в "Северо-Запад", "Фармакор", "Медицину" и "Фармстор". В 1996-м та же треть средств ушла в "Глаксо Велком", "Дамиан" и "Фарм Тамду". По существу, речь шла всего лишь о смене "любимчиков"! Уместно вспомнить и о скандале, разразившемся при Редько в связи с закупками лекарств для больных диабетом. Председатель комитета закупил у "Фарм Тамды" некое лекарство по цене 39 тысяч 400 рублей, хотя существовала реальная возможность приобрести то же лекарство по федеральной программе, то есть частично оплаченное из бюджета. Но Александр Редько эту возможность отклонил, и в результате пришлось сократить закупки препаратов для диабетиков...
"Если председателем комиссии снова станет Сергеев, это нормально. Но снова сажать Редько на руководящий пост нельзя", - говорит возглавлявший комиссию в ЗакС второго созыва Сергей Анденко. Тем не менее члены "широкой коалиции" (так называемое "тюльпановское большинство") в ЗакСе третьего созыва проголосовали именно за кандидатуру Александра Редько...
Почему? Ларчик открывается достаточно просто. "Несговорчивость" Олега Сергеева достаточно хорошо известна и коммунистам, чей спонсор Александр Афанасьев долгое время руководил не только "Фармакором", но и Центральной фармацевтической базой, и лидеру "Спортивной России" Денису Волчеку, который контролирует "Фармакон" и страховое общество "Русмед", Очевидно, что этим людям кандидатура Александра Редько понравилась значительно больше. Что же до "Единой России"... Коалиция, как известно, требует уступок, и ради "политической стратегии" можно пожертвовать не только интересами одного из членов своей фракции, но и интересами избирателей, кровно заинтересованных в том, чтобы комиссия ЗакС навела порядок с закупками льготных лекарств...
|