Двухнедельное отсутствие городского головы - это еще не признак того, что Владимир Анатольевич окончательно махнул на нас рукой.
Неспешное путешествие в мегаполис-побратим Шанхай, откуда наш губернатор этими днями возвращается, - это не только возможность спокойно собраться с мыслями вдали от опостылевшей Северной Пальмиры, но и способ сохранить лицо. Негоже было бы градоначальнику лично присутствовать при капитуляции своих людей в городском парламенте.
Дерзкое арьергардное сражение, данное Смольным в январе-феврале, проиграно им по всем пунктам. Сделать третий срок темой депутатского обсуждения не удалось. Сохранить под своим присмотром бюджетно-финансовый комитет ЗакСа - тоже.
Между тем БФК настолько интимно соприкасается с финансовым ведомством городской администрации, что передача его в недобрые руки почти автоматически открывает для удара самые сокровенные части петербургской управленческой машины.
А момент сейчас для этого очень уж неподходящий. Зам. генпрокурора по Северо-Западу Владимир Зубрин как раз анонсировал сериал уголовных дел, посвященных хищению средств, отпущенных на юбилейные объекты, давая понять, что это только начало большой работы. Ведь всего на особом счету и под контролем администрации президента находится 21 юбилейный объект, причем на сегодня, как уточнил г-н Зубрин, "по большинству из них уголовные дела не возбуждены. Тем не менее, прокурорские проверки продолжаются".
Завораживающее воздействие подобных заявлений на корпус городских чиновников усугубляется перспективой уголовного преследования очередного члена петербургского правительства - на этот раз председателя спорткомитета (по ст. 286 УК - превышение должностных полномочий).
Политическое контрнаступление, с большим мужеством начатое городской администрацией месяц с небольшим назад, обернулось чередой неудачных оборонительных схваток. Тяжелая рука федерального центра раз за разом проламывала все защитные валы, наспех возводимые смольнинцами.
"Не обязательно выпить все море, чтобы понять, что вода в нем соленая". "Если небо падает, не поддерживай его". Даже если в Шанхае Владимир Анатольевич и слышал эти афоризмы от побратимов-китайцев, он все равно им не последует. Темперамент нашего городского головы не таков, чтобы сидеть сложа руки даже в самых тупиковых ситуациях. Он обязательно будет глоток за глотком "пить море" и обеими руками "поддерживать небо" - иными словами, бороться, бороться и бороться.
Какое именно направление главного удара он выберет, можно только гадать. Политический инструментарий Владимира Яковлева так богат, что зарекаться не следует решительно ни от чего. Не исключено, будут предъявлены какие-то ноу-хау в парламенте, а может быть, все силы будут брошены на борьбу за кресло губернатора Ленобласти. Допускаю, что и сам Владимир Анатольевич еще не знает, на каком варианте в конце концов остановится.
Но при любом повороте событий можно предвидеть одно: пригляд за городом станет еще хуже, чем был. Смольному и так-то сейчас не до нас, да к тому же растущее число отраслей городского управления у него либо отбирается федералами, либо само уходит из-под рук.
Главы некоторых ведомств городской администрации фактически перестали обращать внимание на градоначальника и уклоняются от любых серьезных дел. Они хотят удержаться в креслах и после него. По-человечески это очень понятно, но для решения каких бы то ни было городских проблем весьма неудобно.
В других же сферах и руководителей, и руководящих идей, напротив, явный перебор. К примеру, на правоохранительном фронте, помимо пирамиды стационарных начальников, в городе теперь постоянно присутствует, как минимум, одно приезжее из Москвы начальствующее лицо - министр ли внутренних дел, глава ли Счетной палаты, генеральный ли прокурор. На худой конец, руководитель фракции "Единство" в Государственной Думе. И ведь каждый привозит с собой свои заветные идеи и спасительные рецепты. Притом обязательные к исполнению.
Вот-вот приступит к делу и ставка юбилейного главнокомандования в составе вице-премьера, президентского управделами и прочих федеральных чиновников высшего ранга. Полномочия - широчайшие. Что это, как не новое правительство города?
Вы скажете, что городу как раз и нужно новое правительство. Да, нужно, и еще как. Но только не временное, а постоянное. Не десантированное сюда приказом из Москвы, а узаконенное голосованием петербуржцев и намеренное для них проработать не юбилейные месяцы, а отведенные законом годы.
Переходные времена, когда город существует без головы или, что немногим лучше, с несколькими головами разом, - это в любом случае не сахар, а когда эти времена еще и обременены юбилеем, то подготовляемый общими силами праздник без головы принесет массу сюрпризов. По большей части, послепраздничных.
|