"Роснефть" наконец-то призналась в покупке "Северной нефти". Госкомпания выложит за нее $600 млн, и аналитики в один голос называют сумму сделки завышенной.
Согласно распространенному вчера пресс-релизу "Роснефти", компания приступила к окончательному оформлению сделки по приобретению 100% акций ОАО "Северная нефть". Сумма сделки составляет $600 млн. От более подробных комментариев в "Роснефти" отказались.
Переговоры об этой сделке велись с осени прошлого года, и, как заявил вчера "Ведомостям" сенатор и основной акционер "Северной нефти" Андрей Вавилов, "речь сразу шла о продаже целиком всей компании". По его словам, оценена она была в сумму около $800 млн, но за вычетом долгов сумма платежа составила $600 млн. "Об этом договорились практически сразу, - говорит Вавилов, - больших колебаний в ходе переговоров не было". На вопрос о том, что сенатор намерен делать с выручкой от продажи компании, он отвечает: "Все деньги отдам жене".
"Северная нефть" - чрезвычайно проблемный актив. В 2001 г. компания выиграла конкурс по Валу Гамбурцева. "Северная нефть" заплатила за них $7 млн, тогда как ее конкуренты предлагали $100 млн, что дало им повод усомниться в честности конкурса. Затем Минприроды аннулировало выданные лицензии. Тем не менее компания приступила к разработке месторождений, а МПР пытается отнять их у нее в судебном порядке. Сейчас дело находится в президиуме Высшего арбитражного суда, но рассмотрение его все время откладывается. Другой конфликт у "Северной нефти" с "ЛУКОЙЛом". Его "дочка" "Коминефть" имела в компании 25% акций, но ее доля была размыта в 10 раз, а затем она и вовсе была исключена из числа акционеров "Северной нефти".
Аналитики в один голос говорят, что цена сделки чрезмерно высока. По подсчетам Стивена Дашевского из "Атона", "Роснефть" заплатила за баррель запасов $0,68, если их объем 120 млн т, и $2,6 при 32 млн т, а баррель добычи обошелся госкомпании в $55,8. Средние же цены по 11 аналогичным сделкам за последние 2 - 3 года, говорит эксперт, составили $0,70 за баррель резервов и $28 за баррель добычи, т. е. "Роснефть" переплатила по меньшей мере вдвое. Даже ВР в сделке с ТНК за баррель добычи заплатила $45. "До сих пор считалось, что самый неэффективный менеджмент - в "Газпроме", однако теперь [президент "Роснефти" Сергей] Богданчиков в этом плане может составить ему серьезную конкуренцию", - резюмирует эксперт. Павел Кушнир из ОФГ оценивает "Северную нефть" в $360 млн без учета рисков, связанных с ее конфликтами. Впрочем, говорит он, у "Роснефти" хорошие шансы их уладить. Валерий Нестеров из "Тройки Диалог " считает, что с учетом рисков компания не может стоить более $350 млн. По его словам, вероятно, из-за этой сделки "Роснефть" без объяснения причин совсем недавно отказалась от встречи с западными инвесторами, которую ей предлагала провести "Тройка Диалог ".
Среди представителей государства, которое контролирует "Роснефть", нет единого мнения относительно скандальной сделки. Чиновник Белого дома не находит, что "Роснефть" переплатила. "Сделка с BP лишний раз показала, насколько недооценены запасы наших компаний. Мы убедились, что приобретение бизнеса и ресурсов "Северной нефти" выгодно", - сказал он "Ведомостям". Но и Минприроды от своих намерений не отступает. Источник, близкий к руководству МПР, считает, что не имеет никакого значения, кто владеет "Северной нефтью" - государственная или частная компания. "Нарушения закона были, и их следует исправить в любом случае", - говорит он. Такого же мнения придерживается и "ЛУКОЙЛ". "Мы будем продолжать судиться за восстановление наших прав", - заявил "Ведомостям" начальник управления общественных связей "ЛУКОЙЛа" Александр Василенко.
|