"Смольный вновь становится штабом революции, угрожая планами национализации частных компаний". Таков лейтмотив многочисленных выступлений и публикаций, вызванных решением горадминистрации Петербурга подать иск в арбитражный суд о признании недействительным плана приватизации ОАО "Ленэнерго".
Большинство экспертов поспешили перевести данное событие в плоскость политического противостояния губернатора Владимира Яковлева и гендиректора городского электромонополиста Андрея Лихачева. Молодой амбициозный менеджер частной компании, давно окунувшийся в "большую политику", недвусмысленно дал понять, что готов баллотироваться на губернаторский пост в 2004 году. Поэтому, мол, любые проблемы вверенной ему организации Лихачев склонен рассматривать сквозь призму происков своих оппонентов.
В шуме политических комментариев и рекламных акций почему-то забывают о главной причине, подтолкнувшей городское руководство выступить, прямо скажем, с неоднозначным иском. Пересмотр итогов приватизации действительно может серьезно изменить нынешнюю ситуацию в энергетической сфере. Ведь положительное решение суда по иску горадминистрации и аналогичным искам городской прокуратуры может поставить под сомнение законность приватизации остальных АО-Энерго.
И все же действия городской исполнительной власти продиктованы, вероятно, самой ее сущностью: она обязана стоять на страже интересов города. Тогда как частная компания "Ленэнерго", прежде всего, заинтересована в максимальном извлечении прибыли, о чем неоднократно упоминал и сам Андрей Лихачев: "Наши приоритетные интересы - интересы наших акционеров". Когда руководство компании с гордостью объявляет о получении очередной почетной премии, это как раз и означает рост прибылей, вызванных умелым "выбиванием" денег из должников, а вовсе не бесперебойной и качественной работой на благо горожан.
А наград у питерских энергетиков только за последние 10 лет оказалось немало. АО "Ленэнерго" стало лауреатом Всероссийского конкурса 2001 года "Лучшие российские предприятия" в двух номинациях, а в 2002 году - лауреатом премии за лучший менеджмент. Сам гендиректор компании Андрей Лихачев был назван "Лучшим предпринимателем 2001 года".
Насколько хороша питерская энергетическая компания, поставляющая северной столице 100 процентов электроэнергии и 60 процентов тепла, горожане смогли убедиться в последние несколько месяцев. Сначала катастрофический пожар на подстанции Васильевского острова, оставивший на несколько дней без света треть городского центра. Затем новогодние праздники, которые многие петербургские семьи встретили без тепла и электричества - отключения производились более чем в 4 тысячах домов! Но, разумеется, лучшее российское предприятие никоим образом во всех этих проблемах не виновато.
Большинство отключений электроэнергии происходило, по мнению руководства "Ленэнерго", по вине плохого теплоснабжения в тех районах города, в которые тепло поставляет ГУП "ТЭК Санкт-Петербург". Учитывая подчиненность данной организации горадминистрации, такое заявление смахивает на попытку сотворить политический компромат на губернатора и его команду. Лихачевцы уверенно выстраивают логическую Цепочку: плохо топят, значит, петербуржцы включают электрообогреватели. Старые электрические сети не выдерживают повышенных нагрузок, поэтому происходит автоматическое отключение. А дальше - ждите, дорогие петербуржцы, пока не сойдут холода, ведь на модернизацию электросети денег у компании нет, а подавать энергию по старым бессмысленно: все будет происходить по новой до тех пор, пока ТЭК не нагреет батареи как следует.
Работники ГУП ТЭК со своей стороны протестуют: из-за проблем на кабельных сетях "Ленэнерго" неоднократно отмечались перебои с подачей электроэнергии в котельные, поставляющие тепло в дома питерцев. Так, только с 31 декабря по 4 января электричество по вине АО "Ленэнерго" отключалось в котельных 35 раз. Причем смежники-конкуренты даже не затрудняли себя предварительным оповещением об отключении. В среднем простой котельных в каждом случае составлял 1,5-2 часа, а остановка и разогрев подобного оборудования не происходят по мановению руки, включающей или выключающей рубильник.
Вот тут-то, по мнению городского руководства, и находится причина всех бед. До тех пор пока управление столь важной в социальном плане сферой, как городская энергетика, будет рассредоточено, ответственности перед горожанами никто нести не будет. Кроме того, интересы частной компании, занимающей монопольное положение на рынке, по определению будут вступать в противоречие с интересами города и его жителей. Андрей Лихачев не устает жаловаться на тяжелое наследство, доставшееся его компании, - устаревшее оборудование, сети, не выдерживающие современных нагрузок. Но "Ленэнерго" дважды в год повышает тарифы на свои "услуги", берет весьма немаленькую "плату за присоединение" к энергоносителям новых коммерческих потребителей. Куда же идут эти деньги?
Если компания испытывает технологические трудности, логично было бы предположить, что львиная доля средств должна направляться на переоборудование, дабы не допустить повторения катастрофы на Васильевском, перманентных отключений в петербургских домах. Этого, однако, не происходит. Зато у всех на слуху пеневая амнистия, о которой трубили энергетики в прошлом году. Или бесплатное снабжение электроэнергией блокадников в юбилейном 2003-м. "Ленэнерго" становится генеральным спонсором трехсотлетия и тратит деньги на организацию "уникальных концертов". Генеральным спонсором, как известно, считается тот, кто выделил на праздник не менее 3 млн долларов. Таких денег могло бы хватить на модернизацию сетей в нескольких микрорайонах. С точки зрения пиара это, разумеется, для г-на Лихачева менее выгодно, чем громкие акции на Дворцовой площади, подсветка центра города.
Что же касается исков против петербургской энергокомпании, то в "Ленэнерго" сейчас старательно подчеркивают, будто юридические аргументы Смольного ничтожны, и объясняют их появление стремлением губернатора Владимира Яковлева набрать очки перед будущими выборами. Точно так же лихачевцы были уверены в собственной правоте и год назад. Тогда в затянувшемся споре между компанией и городской администрацией по поводу создания ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети" арбитражный суд поначалу выступил на стороне "Ленэнерго", но кассационная инстанция подтвердила правоту Смольного.
Похоже, что и на этот раз юридическая позиция городских властей вполне безупречна, что и заставляет нервничать политизированный менеджмент "Ленэнерго". Вкратце аргументы истца могут выглядеть следующим образом.
Приватизация "Ленэнерго" происходила на основе Указа Бориса Ельцина от 15 августа 1992 года N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации". Но при этом было совершенно проигнорировано решение малого Совета Санкт-Петербургского горсовета от 5 февраля 1993 года N 44. В нем говорилось о том, что вопрос о приватизации "Ленэнерго" должен быть рассмотрен на совместном заседании малых Советов Петербургского горсовета и Ленинградского областного совета. Проект плана приватизации должны были внести КУГИ и специальная комиссия, которую предполагалось создать из депутатов города и области. До рассмотрения этого плана "Ленэнерго" относилось к "социально значимым объектам". Также депутаты обращались в российское правительство с предложением о приостановке акционирования "Ленэнерго" до рассмотрения вопроса о его приватизации в соответствии с указанным порядком.
Разумеется, никакой комиссии так и не было создано, горсовет больше никогда не рассматривал вопрос приватизации "Ленэнерго", то есть права законодательной власти комитет по управлению городским имуществом в то время полностью проигнорировал.
Каково начало, таково и продолжение. Если создание "Ленэнерго", как считают эксперты, происходило с нарушениями закона, то и в дальнейшем его руководство ощущало некую вседозволенность. Так, введенная весной 2001 года приказом гендиректора "Ленэнерго" система "платы за присоединение к энергоисточникам" заменила ранее действовавшую практику выдачи технических условий на строительство электрической инфраструктуры. Никакой законодательной базы для такого решения ни на городском, ни на федеральном уровне не существовало до апреля 2002 года. Получается, что целый год "Ленэнерго" получало незаконную прибыль, вызвав этим возмущение петербургских застройщиков. Объединившись, питерские строители направили во все возможные адреса, включая президента страны, открытое письмо с требованием либо навести порядок в вопросе установления принципов платы за присоединение, либо провести государственный референдум по национализации "Ленэнерго".
Несмотря на заявления представителей "Ленэнерго" о том, что в суде их ждет несомненная победа, там, по слухам, очень встревожены этой историей. Мало того, что именно сейчас "Ленэнерго" заявило о себе, как о спонсоре 300-летия, так, по некоторой информации, сегодня приостановлены некоторые затратные "проекты", кампании. В руководстве энергетического монополиста негласно признают всю серьезность положения, а значит, дело тут не в политической борьбе, а в реальной экономической проблеме взаимоотношений "Ленэнерго" и города. И систему этих взаимоотношений, вероятно, придется менять.
|