Политические неприятности Владимира Яковлева не обошли стороной его приближенных. Проблемы обострились у главной информационной опоры Смольного - телеканала "Петербург".
После того как городская власть не сумела одержать победу на декабрьских выборах, а поддержанный полпредством Вадим Тюльпанов стал председателем Законодательного Собрания, в адрес чапыгинского канала со стороны Смольного посыпались гневные инвективы. В главные виновники поражений на всех фронтах спешили записать зеркало.
Однако большинство замечаний, высказываемых в адрес ТРК, представляются не вполне заслуженными. Канал делал все, что мог - в меру сил, естественно. А силы эти, вообще не очень внушительные, тем более не укрепились после летних кадровых перестановок, произошедших на Чапыгина.
Используемая каналом пропаганда "против", топорно выстраиваемая "в лоб", в любом случае не могла принести ожидаемого результата. С другой стороны, позитив, представавший на экране в виде губернатора, окруженного бесконечными ленточками, не вызывал у петербуржцев, именно этой зимой столкнувшихся с реальными последствиями хозяйственных успехов городской власти, ничего, кроме озлобления.
Но в любом случае, винить одно только телевидение в проблемах на политическом фронте все же несколько наивно. К тому же вряд ли кто-нибудь поверит, что гендиректор канала г-жа Теркина лично и бесконтрольно занималась выстраиванием пред- и поствыборного информационно-политического вещания.
Тем не менее, слухи о том, что в самое ближайшее время уволить с канала должны то ли ее саму, то ли "консультанта ТРК по политическому вещанию" Ашота Баблумяна, то ли обоих сразу, продолжают множиться. Дополнительную пищу разговорам об уходе г-на Баблумяна придал, скажем, тот факт, что он решил отправиться в отпуск. "Ага, - смекнули заинтересованные наблюдатели. - Значит, из него-то он и не вернется".
Впрочем, и Ирина Александровна, и Ашот Сергеевич, отвечая на наши сочувственные вопросы, информацию о своей скорой отставке опровергли наотрез. И это, думается, логично. Просто в очередной раз менять руководящую команду на ТРК и тем более делать это сейчас, представляется не вполне адекватным. Ибо в нынешнем виде каналу предстоит просуществовать совсем недолго: максимум до июня, когда руководству "Петербурга" предстоит бороться за продление лицензии на вещание. И вовсе не факт, что борьба эта закончится для ТРК успешно (слишком уж серьезные игроки, вооруженные внушительной политической поддержкой, собираются оспаривать эту частоту).
А до тех пор, думается, ситуация на канале будет оставаться относительно стабильной. Просто у его кураторов один за другим будут выбивать из рук оставшиеся козыри.
В этой связи весьма занятная история приключилась полторы недели назад на городском медиа-рынке. Неожиданно оказалось, что агентство, несколько последних лет размещавшее рекламу в петербургских вставках "Первого канала" (ООО "Трэнд Санкт-Петербург"), больше этого делать не может. Все права на размещение рекламы были переданы другой структуре - ЗАО "Первый канал Санкт-Петербург". Причем в "Трэнде" заявляют, что на 2003 год у них имеется заключенный по всем правилам "эксклюзивный договор" (от 19 декабря 2002-го). Но аналогичная бумага есть и у ЗАО "Первый канал" (она датирована 30 декабря).
В результате, пока конторы обмениваются упреками, рекламные блоки "Трэнда" в эфир не идут. Непонятно на первый взгляд лишь одно: какое все это имеет отношение к интриге с ТРК? Оказывается, самое прямое. Принято считать, что одним из совладельцев "Трэнда" является Максим Яковлев - первый заместитель гендиректора канала. Впрочем, сам Максим Эдуардович эту информацию опровергает, объясняя, что лишь "находится с "Трэндом" в хороших творческих отношениях".
Однако нельзя не вспомнить, что сразу после прихода на Чапыгина в мае 2001-го г-н Яковлев активно лоббировал идею передачи работы с рекламодателями ТРК в ведение того же "Трэнда". Но совет директоров канала это предложение не поддержал (по причине отсутствия финансового обоснования, как вспоминают его члены).
Передача рекламных вставок "Первому каналу" весьма любопытна в контексте широких коммерческих связей Максима Яковлева. До своего назначения на ТРК он успел поработать на нескольких городских каналах - 36-м, 22-м и 40-м. По слухам, так официально и не опровергнутым, часть этих СМИ относится к сфере коммерческих интересов руководителя Фонда развития телевидения Константина Яковлева.
То, что Константин Карольевич в последнее время оказывал серьезное влияние также и на работу ТРК "Петербург", является городским секретом полишинеля. Однако, похоже, его позиции на канале сейчас пошатнулись.
Зато интерес к городскому медиа-рынку проявляют новые игроки. За рекламным агентством "Первый канал" стоят интересы медиа-бизнесменов уже не городского, а федерального уровня. В частности, по нашим сведениям, нынешнего гендиректора "Европы плюс" Александра Полесицкого и вроде бы даже новоиспеченного главы "Газпром-медиа" Александра Дыбаля. Более того, считается, что именно г-н Полесицкий один из инициаторов появления на первой телевизионной кнопке полноценных петербургских окон (запуск этого проекта предполагается осуществить уже в ближайшие месяцы).
В этой трансформации влияний, можно увидеть не только иллюстрацию тезиса о росте интереса московского капитала к петербургскому рынку. Но и вполне реальный прогноз ближайших перспектив одного конкретного муниципального телеканала.
|