Десять лет назад - в 1992 году - "Ленэнерго" стало первой региональной энергетической компанией в России, которая прошла через процедуру приватизации. Сегодня она может стать первой из тех, чья приватизация будет признана незаконной. Во всяком случае, этого от Арбитражного суда города и области требуют сразу три заявителя: питерская администрация, питерская прокуратура и ООО "Независимые эксперты"... Соответствующие иски были поданы в конце декабря, а судебные заседания начнутся в феврале. Предсказать их результат крайне сложно. При этом попытка деприватизации крупнейшей энергетической компании Северо-Запада, обеспечивающей 100% поставок электрической и 60% тепловой энергии потребителям Петербурга и Ленинградской области, не может быть названа иначе как сенсационной. К тому же такой немаловажный факт: городу не принадлежит ни одной акции АО "Ленэнерго", крупнейшим акционером является РАО "ЕЭС России" (49% акций), еще около 40% акций принадлежат западным компаниям, остальное - российским компаниям и банкам. Изрядная доля иностранного капитала придает скандалу дополнительную пикантность, на этот раз уже международную...
От слов - к делу
Тот факт, что питерская администрация и "Ленэнерго" - давние и непримиримые оппоненты, хорошо известен. Мало того, что энергетическую компанию в последние годы традиционно возглавляют люди, близкие к Анатолию Чубайсу, находящемуся "на ножах" с Владимиром Яковлевым, так еще и глава "Ленэнерго" (и один из лидеров питерского СПС) Андрей Лихачев является одним из главных оппонентов Яковлева и, скорее всего, примет участие в будущих губернаторских выборах. Противостояние проявляется постоянно. При каждом удобном случае в Смольном стараются обвинить "Ленэнерго" в том, что компания несет львиную долю вины за аварии на сетях тепло- и электроснабжения, и только и умеет что отключать потребителей за долги да повышать тарифы. В свою очередь, руководство энергокомпании также при всяком удобном случае (а то и без случая) спешит заявить, что нынешняя администрация, дескать, неспособна управлять городом.
В позапрошлом году словесная пикировка перешла в область реальных действий. Горадминистрация создала собственную компанию "Санкт-Петербургские электрические сети" со 100-процентным участием администрации в уставном капитале, и передал ей ряд городских энергетических объектов, которые ранее обслуживало "Ленэнерго", на общую сумму в 150 миллионов рублей. Попытки энергетиков оспорить это в суде закончились их поражением. Видимо, желая развить успех, администрация решила пойти дальше и оспорить законность самого существования оппонентов...
Казалось бы, событие такой значимости - когда ставится под вопрос законность приватизации компании, от нормальной работы которой прямым образом зависит жизнеобеспечение пятимиллионного города и полуторамиллионной области, - не может не служить поводом для многочисленных публикаций в СМИ, пресс-конференций спорящих сторон, публичного столкновения аргументов, журналистских расследований и так далее. Но не тут-то было. В прессе по этому вопросу - едва ли не полная тишина. Даже о подаче исков удалось узнать совершенно случайно: если бы на первом заседании Законодательного собрания об этом не обмолвилась в кулуарах вице-губернатор по правовым вопросам Анна Маркова, возможно, ничего бы не было известно до сих пор.
Но и после того как скрывать факт оспаривания приватизации "Ленэнерго" стало невозможно, комментариев не последовало. Энергетики ограничиваются общими заявлениями о том, что "городские власти уже давно обещали пересмотреть результаты приватизации "Ленэнерго", и вот они приступили к действиям". В "Ленэнерго" старательно подчеркивают, что юридические аргументы Смольного, по их мнению, ничтожны, и громогласно объявляют, что дело носит якобы чисто политический характер: это, мол, стремление губернатора Владимира Яковлева набрать очки перед будущими выборами. В свою очередь, администрация устами Анны Марковой говорит, что городские власти всего лишь "настаивают на приведении приватизации "Ленэнерго" в соответствие с законодательством", и полагает, что доставшиеся в свое время "Ленэнерго" электрические сети должны принадлежать городу. От каких-либо детальных разъяснений и те, и другие отказываются. В "Ленэнерго" говорят, что принципиально не будут никак комментировать ситуацию, а в Смольном невозможно даже выяснить, кто конкретно занимается этим вопросом.
Единственное, что просочилось наружу, - это информация о том, что питерские власти оспаривают план приватизации "Ленэнерго" и саму приватизацию компании, поскольку она прошла без распоряжения российского правительства, исключительно по решению городского КУГИ. При этом план приватизации не был согласован с Ленсоветом и с трудовым коллективом, и в него были включены объекты инженерной инфраструктуры городов и районов, что было запрещено Государственной программой приватизации на 1992 год.
Разумно объяснить чрезвычайную закрытость предстоящего процесса обеими сторонами спора почти невозможно - разве что у них есть такие аргументы, которые они не хотят разглашать раньше времени. Но попытаться разобраться в сути вопроса вместе с тем можно и так.
Десять лет спустя
Приватизация "Ленэнерго" началась более десяти лет назад - на основе Указа Бориса Ельцина от 15 августа 1992 года N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации". Данным указом Госкомимуществу России (которым тогда руководил Анатолий Чубайс) предписывалось "учредить государственное Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО "ЕЭС") и внести в качестве вклада в его уставный фонд не менее 49% акций, принадлежащих Российской Федерации в уставном капитале каждого из акционерных обществ, учреждаемых на базе предприятий, объединений, организаций, перечисленных в приложениях". Среди акционируемых предприятий значилось и "Ленэнерго" со всем своим многочисленным хозяйством.
Данный документ достаточно известен. Но есть и документ, куда менее известный. А именно - решение малого Совета Санкт-Петербургского горсовета от 5 февраля 1993 года N 44.
В нем говорилось о том, что вопрос о приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Ленэнерго" должен быть рассмотрен на совместном заседании малых Советов Петербургского горсовета и Ленинградского областного совета. Проект плана приватизации должны были внести КУГИ и специальная комиссия, которую предполагалось создать из депутатов города и области. До рассмотрения этого плана "Ленэнерго" относилось к "социально значимым объектам". Также депутаты обращались в российское правительство с предложением о приостановке акционирования "Ленэнерго" до рассмотрения вопроса о его приватизации в соответствии с указанным порядком. И еще несколько пунктов такого же рода...
"Ни один пункт нашего решения не был выполнен, - говорит Сергей Егоров - известный юрист, профессор и доктор права, в 1990 - 1993 годах возглавлявший в горсовете Комитет по вопросам собственности. - КУГИ просто-напросто проигнорировал его, самостоятельно утвердив план приватизации". По словам Егорова, российский закон о приватизации был сформулирован так, что все планы приватизации должны были в обязательном порядке утверждаться соответствующим представительным органом - советом народных депутатов. Обойти горсовет было нельзя: приватизация любого объекта, осуществленная иначе, была незаконной.
В Петербурге, чтобы не утверждать тысячи приватизационных планов на сессии или на заседании малого Совета, была введена облегченная процедура: соответствующее право было делегировано депутатам, входящим в комиссии по приватизации. "Но в случае с "Ленэнерго" решением N 44 горсовет "адресно" отменил это "делегирование", - говорит Егоров, - и, таким образом, обязал вынести план приватизации на коллегиальное утверждение депутатов. Этого не было сделано. Не знаю, собирались ли какие-либо комиссии, но то, что горсовет больше никогда не рассматривал этот вопрос, - ручаюсь. Впрочем, это был не единственный случай, когда КУГИ делал вид, что представительной власти в городе просто не существует".
Правда, существовало единственное исключение, когда без горсовета можно было обойтись - если бы вся приватизируемая собственность была федеральной. Но и тут депутаты, по словам Сергея Егорова, могли выложить на стол "козырной туз" - отнести объект к "социально значимым", что они в случае с "Ленэнерго" и сделали. Это означало особые условия приватизации, которые требовалось согласовать с представительной властью. В свою очередь, этот "туз" можно было побить "джокером" - соответствующим постановлением Верховного Совета России или правительства России. Но, говорит Егоров, ему ничего неизвестно о том, чтобы такие согласительные процедуры были использованы...
Хозяин точно неизвестен
Что касается вопроса о том, какая же собственность тогда приватизировалась - городская или федеральная, - то он чрезвычайно запутан.
Во-первых, Постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 3020-1, которым разграничивалась вся собственность в стране, относило, в частности, предприятия топливно-энергетического комплекса, предприятия и объекты электроэнергетики к федеральной собственности. Во-вторых, то же постановление делало исключение для "объектов инженерной инфраструктуры городов". В-третьих, стороны, в марте 1992 года был подписан Федеративный договор, с которым данное постановление вошло в противоречие, и потому в "энергетической" части было отменено Конституционным судом. В-четвертых, решение суда было принято только 10 сентября 1993 года, а 21 сентября Ельцин разогнал Верховный Совет, после чего решения КС надолго перестали кого-либо интересовать. В-пятых, в ноябре 1994 года Анатолий Собчак своим распоряжением отменил указанное решение малого Совета...
В общем, дело ясное, что дело темное, и все зависит от того, какие нормы каких юридических актов захочет сегодня применять Арбитражный суд, а какие - не захочет. Но если предположить, что суд признает иск обоснованным, а сделку по приватизации "Ленэнерго" ничтожной, - вступает в силу 167-я статья Гражданского кодекса, согласно которой стороны возвращают все, полученное ими в результате сделки. Иными словами, имущество "Ленэнерго" отходит обратно государству. В том числе и то, которое принадлежит иностранным инвесторам, владеющим почти 40% акций...
Скорее всего, такой сценарий следует признать маловероятным: вряд ли суд решится признать незаконным создание "Ленэнерго". Как по причине масштабности последствий для Петербурга, так и по причине масштабности последствий, идущих куда дальше, - ведь тем самым не только будет спровоцирован международный скандал, но и будет создан прецедент, который может быть повторен в других регионах. И даже если закон в данном случае на стороне Смольного - он вполне может уступить место целесообразности.
Но последствия - причем заведомо негативные - уже неизбежны. Их уже нельзя предотвратить ни отказом спорящих сторон от комментариев, ни каким-либо иным замалчиванием происходящего.
Все обстоятельства, изложенные выше (а может быть, и не только они) неизбежно выплывут в судебном заседании, доказав противоречивость и шаткость юридического "фундамента" приватизации энергетического комплекса (и возможно, не только энергетического). После этого иностранным инвесторам станет ясно: то, что сегодня один суд, в одной политической ситуации признает законным, завтра другой суд, в другой ситуации может запросто отменить, поскольку будут руководствоваться совсем другой целесообразностью. Угадайте с трех раз, как это повлияет на готовность вкладывать деньги в Россию вообще и в российскую энергетику в частности?
Между тем запланированная реформа электроэнергетики включает в качестве непременного условия привлечение десятков миллиардов долларов инвестиций, большей частью западных. Иначе российский энергокомплекс рискует просто развалиться. Но пойдут ли потенциальные инвесторы на этот риск в ситуации, когда им в любой момент могут сказать: то, что вы купили вчера, как теперь выясняется, было незаконно продано еще позавчера и потому вам уже не принадлежит?
|