Подводя итоги петербургского политического года, приходится констатировать, что многие из его сюжетов являли собой смесь из собственно политических, политико-криминальных и просто уголовных эпизодов.
Декабрь 2001 - январь 2002: Смольный с женским лицом.
Новым вице-губернатором по вопросам СМИ определена Ирина Потехина, по правовым вопросам - Анна Маркова, главой комитета культуры - Ольга Иванова. Эти назначения остро поставили вопрос о кадровом голоде в Смольном. Как иначе можно было объяснить ситуацию, когда на идеологию "бросается" директор местного филиала легкомысленной газеты, на курирование силовиков - экс-глава одного из РУВД, а на культуру - бывший руководитель РОНО?
К концу года кадровый состав городского правительства изменился настолько, что в нем вообще не осталось людей, могущих оказать сколько-либо серьезную конкуренцию Владимиру Яковлеву на политическом фронте.
Февраль 2002: первый условный депутат.
Куйбышевский федеральный суд еще в ноябре 2001-го приговорил депутата ЗакСа Сергея Шевченко к 7,5 годам лишения свободы (условно) по обвинению в вымогательстве. Не желая расставаться с коллегой, парламентарии попытались внести в Устав поправку, дозволяющую условно осужденным депутатам продолжать исполнение законотворческих обязанностей. В городе разразился скандал, в результате которого сам г-н Шевченко отказался от депутатского мандата.
К концу года парламентарии успели неоднократно доказать умение объединяться перед лицом внешней угрозы. А избиратель подтвердил, что не видит проблемы в том, чтобы его интересы представлял осужденный законодатель: отсидевший почти весь срок своих полномочий в "Крестах" Юрий Шутов триумфально переизбран на следующие четыре года.
Март 2002: кратковременный сенатор.
Областной ЗакС неожиданно для всех сторонних наблюдателей определил Альфреда Коха своим представителем в Совет Федерации. По версии скептиков, Коха в области привлекли главным образом строящиеся порты. Однако парламентская карьера Альфреда Рейнгольдовича не задалась: его недоброжелатели, ведомые областным прокурором, оспорили результаты голосования в суде. Спустя некоторое время, Кох от сенаторского кресла отказался, а на его место избрали экс-главу городского туристического ведомства Валерия Голубева.
К концу года Совет Федерации если и играл роль в городской политической жизни, то только благодаря его председателю - петербуржцу Сергею Миронову.
Апрель 2002: поправка до "Крестов" довела.
С санкции прокурора города арестован и препровожден в "Кресты" депутат ЗакСа Алексей Ковалев. Парламентария обвинили в разворовывании средств собственного резервного фонда. Спустя неделю депутата выпустили под подписку о невыезде (одним из ходатаев за него выступил глава окружной прокуратуры Владимир Зубрин). Судебного решения по "делу Ковалева" нет до сих пор.
К концу года депутатская поправка неоднократно подвергалась "набегам" со стороны недоброжелателей. В крестовый поход против нее выступал даже Владимир Яковлев. Однако в бюджете-2003 депутатские проценты все также исправно зарезервированы.
Май 2002: жертва "петербургского дела".
Скончался Валерий Малышев - временно отстраненный от должности петербургского вице-губернатора по представлению окружной прокуратуры. Официальный Смольный назвал его смерть "результатом травли, организатором которой является Виктор Черкесов". Скандал, впрочем, скоро сошел на нет.
К концу года конфликт горадминистрации с полпредством продолжает тлеть, не переходя границы разумного.
Июнь 2002: попавшие под грунтовые воды.
На улице Двинской обрушился дом, похоронивший под своими руинами 4 жильцов. Власти выделили пострадавшим новое жилье. Соседние дома по-прежнему ждут расселения.
К концу года падающие дома перестали быть для Петербурга чем-то из ряда вон выходящим. С подобными новостями свыклись.
Июль - август 2002: топливно-энергетическая коррупция.
Летнее затишье нарушил доселе безвестный коммерсант Ильгар Ахундов, обвинивший сына губернатора Игоря Владимировича Яковлева в "создании преступной группы" с целью вымогательства. Смольный назвал инициаторами скандала президентское полпредство и руководство "Ленэнерго". О результатах расследования по этому делу не сообщено до сих пор.
К концу года уже вся первая петербургская семья являлась постоянным объектом для обвинений в разнообразных финансовых нарушениях.
Сентябрь 2002: тактическая казна.
В петербургский парламент внесен проект бюджета на юбилейный год. Несмотря на обозначенные в документе синхронный рост доходов и расходов городской казны, без изменений остается главное: власть по-прежнему пытается законсервировать существующее в городе положение дел, не будучи способной приступить к действительному решению существующих проблем.
К концу года бюджет принят абсолютным депутатским большинством и подписан градоначальником.
Октябрь 2002: судебный барьер.
Городской Уставный суд запретил Владимиру Яковлеву баллотироваться на третий срок подряд. Депутаты петербургского парламента отказались внести в повестку дня собственного заседания рассмотрение поправки в Устав, предоставляющей губернатору такую возможность.
К концу года шансы губернатора на переизбрание в 2004 году представляются минимальными.
Ноябрь - декабрь 2002: электоральная развязка.
Главным событием уходящего политического года в Петербурге стали выборы в ЗакС. Итоги голосования каждая из участвовавших в кампании сторон публично расценила как собственную победу. Однако на деле расклад сил в ЗакСе практически не изменился.
Смольный сумел выиграть несколько дополнительных мандатов, не дающих, впрочем, ему решающего преимущества.
|