До недавних пор Интернет оставался единственным местом, где производитель крепкого алкоголя мог проводить рекламные кампании без оглядки на законодательство. Но этой практикой заинтересовались антимонопольные органы, и теперь сайты холдинга "Веда-Система" и группы компаний "Ливиз" закрылись для доступа.
Холдинг "Веда-Система" (выпускает водку "Матрица" и "Вальс-Бостон") закрыл свой сайт на прошлой неделе по предписанию Санкт-Петербургского территориального управления МАП. По словам директора по связям с общественностью "Веды" Михаила Утянского, окончательное решение о судьбе сайта будет принято завтра, на заседании комиссии теруправления. "Веда" очень надеется сохранить свое представительство в Сети. "Это наша торговая площадка, на которой мы общаемся со всеми оптовиками, в том числе и зарубежными. И если закрыли наш сайт - почему не тронули другие? " - говорит Утянский.
Руководитель профильного отдела теруправления МАПа Наталья Плошкина сообщила "Ведомостям", что о рекламных возможностях Интернета говорилось на специальном семинаре для руководителей отделов теруправлений, посвященном законодательству о рекламе. Реклама водки в Интернете - такое же нарушение, как реклама спиртного на улицах и телевидении, считают в МАПе.
"Реклама крепкого алкоголя в России разрешена только в местах продаж. Интернет-представительства производителей водки таковыми не являются, так как продукция отгружается из других мест. А к Сети имеют доступ несовершеннолетние. Поэтому информация о водке, изображения бутылок должны в первую очередь предназначаться для дилеров - вот для них и надо сделать специальный [защищенный паролем] доступ", - считает Плошкина.
Несколькими днями раньше "Веды" прекратил работу и сайт группы компаний "Ливиз", чьи заводы выпускают в среднем 260 000 дал водки в месяц (основные марки - "Санкт-Петербург ", "Синопская", "Пятизвездная", "Александр Сабадаш", "Дипломат"). По словам председателя совета директоров "Ливиза" Владимира Шаршова, "сайт закрыт на реконструкцию, там что-то будут менять". Однако сотрудник предприятия на условиях анонимности сказал "Ведомостям", что представительство в Сети закрыли "на всякий случай", так как знали о готовящихся санкциях МАПа. "Мы решили закрыть сайт до тех пор, пока не станет понятно, что же конкретно хочет МАП видеть в Сети", - говорит источник.
Представители интернет-общественности удивлены, но не считают это началом какой-то масштабной ревизии рекламы в Сети. "Это скорее стечение обстоятельств. Недавно в Сети прошла рекламная кампания водки "Алтай", и сейчас есть несколько площадок, которые готовы разместить крупный баннер со словом "водка" и оригинальной этикеткой", - говорит руководитель интернет-агентства Traffic Алексей Куприянов.
До Москвы инициатива петербургских антимонопольных органов пока не дошла. У ЗАО "Столичный трестъ", которому принадлежит товарный знак водки "Виноградов", имеется и одноименный сайт, где есть не только изображение продукции завода, но и специальная игра "Разлей-ка! ". Участникам предлагается разлить поровну в три стакана водку "Виноградов". Призом победителю является, естественно, та же водка. "Игра пользуется большой популярностью, - говорит член совета директоров "Столичного треста" Игорь Поляков, - особенно перед праздниками. Некоторые хакеры эту водку у нас чуть ли не ящиками выигрывают. Однако никаких претензий от МАПа к нам по этому поводу не было". По словам Полякова, если такие претензии вдруг возникнут, компания будет бороться за сайт. "С государством шутки плохи, но мы будем настаивать на своей правоте", - говорит он.
Изображения бутылок с крепкими напитками есть и на сайтах интернет-магазинов. Но, по словам коммерческого директора службы доставки "Служба 78, Санкт-Петербург " Игоря Калмыкова, никаких трений с антимонопольными органами у них нет и не было. "Информация, которая представлена на нашем сайте, - это не реклама водки, а наша витрина, где, как и в любом месте продаж, можно разместить изображение продаваемого продукта", - считает Калмыков.
|