Выборы в питерский ЗакС проходят скучно
До выборов депутатов петербургского Законодательного собрания остается две недели. 422 зарегистрированных кандидата ведут какую-то мышиную возню — предвыборной борьбой это назвать сложно. Ни громкого скандала, ни яркого компромата, пустые почтовые ящики и бесплатная безрезультатная реклама на ТРК «Петербург».
Все сколько-нибудь заметные характеристики умещаются в один абзац: отказался переизбираться один из 49 нынешних депутатов — Александр Щелканов, благополучно зарегистрировался три года сидящий в СИЗО по обвинению в организации банды Юрий Шутов, продолжается мыльная опера про объединение СПС, «Яблока», «Единой России» и «Воли Петербурга», и, наконец, супруга губернатора Ирина Яковлева руководит созданием некоего «прогубернаторского списка». Даже запрос в Уставный суд о правомерности назначения выборов на 8 декабря был отозван обратно.
Что случилось в городе, предыдущие выборы депутатов (1998 г.) в котором были названы «самыми грязными» и запомнились множеством политтехнологических ноу-хау? Прежде всего, и это стало очевидно еще летом, на этих выборах мало денег. Знатные московские политтехнологи не приехали, а менее прихотливые питерские жаловались: «$100 тысяч на кандидата считается сказкой». Но отсутствие денег — это следствие. Следствие того, что нынешние выборы, в отличие от прошлых, мало кому интересны.
Во-первых, в 1998-м в Петербурге вовсю шел передел сфер влияния, и место в ЗакСе рассматривалось как один из путей свое влияние усилить. Неслучайно туда попали такие примечательные личности, как тот же Юрий Шутов или Сергей Шевченко (позднее был условно осужден за вымогательство и снял с себя полномочия депутата). На 1998—2000 годы приходится и пик громких заказных убийств, давших Петербургу переходящее знамя «криминальной столицы». Криминально делили, в основном, топливный и водочный рынки, а вот на других — в строительстве, торговле и т.д. — как раз велика была потребность в лоббизме. Поэтому и место депутата четыре года назад стоило дороже. Сегодня локальный, петербургский, передел завершен, и инвестиции в местных депутатов сократились. Сегодня передел идет глобальный, в масштабах страны, но производится он принципиально другими методами, в основном, с использованием силовых структур (прокуратура, суды, налоговая полиция, финансовая полиция).
Во-вторых, в 1998 году Владимиру Яковлеву необходимо было сформировать лояльное к себе собрание, губернатор впервые и с большим рвением «участвовал» в парламентских выборах, потратив много сил и средств. Ну, и наконец, практика четырех лет показала, что гораздо дешевле инвестировать в готового депутата, чем в кандидата на выборах.
На характер нынешней кампании повлияли и изменения прав СМИ при освещении кампании. Петербургский избирком довел до сведения прессы новые правила: выработано целых шесть критериев, по которым информацию будут отличать от агитации. В частности, журналисты теперь не вправе обнародовать ту абсолютно достоверную информацию, которая объективно (или субъективно) порочит честь и достоинство кандидатов в депутаты. Запрещено «давать авторскую оценку» (разумеется, помимо рекламных материалов, оплаченных из избирательного фонда кандидата) каким бы то ни было действиям потенциальных народных избранников. Следить за неукоснительным соблюдением этих правил призвана экспертно-мониторинговая группа, которой дано предписание ежедневно отслеживать всю информацию о выборах.
Ну, и наконец, самое главное: решение основного вопроса — вопроса о третьем сроке губернатора Яковлева и о его губернаторской судьбе пока отложено, и решать его будут не депутаты ЗакСа.
|