Выборы в Законодательное собрание Петербурга превращаются для
Владимира Яковлева в беспроигрышную лотерею
Новый закон РФ запрещает представителям власти даже информировать избирателей о кандидатах, не говоря уже об агитации и составлении собственных списков. Поэтому губернатор Северной столицы время от времени выдает к назначенным на 8 декабря выборам в городской парламент глубокомысленные комментарии.
Перед ноябрьскими праздниками он признался, что мечтает об основательной ротации депутатского корпуса. А в конце прошлой недели обиделся на предположение, что отмена выборов может быть выгодна губернатору. Между тем второе совершенно логично выводится из нереализованного первого.
ИЗВОЛЬТЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ
Основательная перетряска Законодательного собрания нужна Владимиру Яковлеву, поскольку нынешний состав так и не разрешил ему переизбираться на третий срок и, судя по всему, уже не разрешит. К тому же губернаторское лобби в действующем парламенте тает буквально на глазах. Из 18 человек, которые в начале октября соглашались хотя бы рассмотреть вопрос о третьем сроке, двое недавно вошли во фракцию «Невский диалог» (ориентируется на оппонентов губернатора из федеральных структур). Еще два действующих депутата не взяли самый первый из барьеров — окружные комиссии отказались зарегистрировать их как кандидатов в парламент нового созыва.
Депутатов в округах народ, естественно, знает. И отмена решений окружкомов городской избирательной комиссией вызвала кривотолки. Ведь «оправданным» вменялись довольно серьезные проступки: одному — подкуп избирателей, другому — распространение в школах округа отчетов о своей депутатской деятельности уже после начала избирательной кампании.
Справедливости ради заметим, что горизбирком зарегистрировал и третьего кандидата, коему тоже отказали в округе. Но к числу сторонников губернатора он не принадлежит. Однако наблюдатели все же припомнили, что председатель городской избирательной комиссии Александр Гарусов и прежде не совершал шагов, которые могли бы навредить интересам Смольного.
Конкуренты обласканных горизбиркомом кандидатов подали жалобы. Их уже рассматривает городской суд Петербурга, а на днях «разбор полетов» устраивает и Центризбирком. И у тех, и у других работа по питерским выборам только начинается.
ГОВОРЛИВЫЙ «КЛОН»
Председатель ЦИК Александр Вешняков, гостивший в Питере в начале ноября, предупреждал Владимира Яковлева, чтобы городская власть прекратила использование административного ресурса. После этого поток жалоб на чиновников не уменьшился, а, наоборот, увеличился. Сопредседатель блока «СПС+Яблоко» Михаил Амосов обвиняет районные администрации в «активном препятствовании проведению пикетов, выставленных на законных основаниях». Кроме того, компании, вызвавшейся донести идеи питерских правых до пассажиров метро, запретили, по словам Амосова, размещать материалы блока под угрозой закрытия.
Анекдотическая ситуация складывается с «Единой Россией». Владимир Яковлев номинально входит в руководящий орган этой партии на федеральном уровне. Но председатель политсовета питерского отделения Юрий Солонин тоже заявил на днях, что руководство райадминистраций «физически препятствует» деятельности кандидатов-«единороссов», создавая проблемы с помещениями и проведением мероприятий. Солонин считает, что такое «не может проходить без ведома главы городской администрации». Пять действующих депутатов даже обратились к губернатору с запросом, предложив урезонить руководителя одного из районов Андрея Корчагина. Яковлев пока хранит молчание, пообещав разобраться до 1 декабря.
Тем временем в агиткампанию вступил «другой Владимир Яковлев». По городу распространяется газета «Петербургская тема» с агитационными материалами, подписанными именем и фамилией питерского градоначальника. «Клон» высказывает свои суждения о кандидатах, причем рядом с одной из статей опубликован портрет, удивительно похожий на «оригинат». Скандал грозит разразиться нешуточный. Поди разберись: то ли Яковлева и кандидатов, за которых ратует «клон», подставили конкуренты, то ли смольнинские политтехнологи нашли новое применение старому трюку с «двойником» и через третьих лиц «доносят» губернаторское мнение до народа.
ИНФОРМАЦИЯ ИЛИ АГИТАЦИЯ?
С агитацией в нынешней кампании все вообще очень зыбко. Новый закон «О гарантиях основных избирательных прав граждан», принятый Госдумой в конце мая, требует, как известно, от печатных и электронных СМИ куда большей осторожности, чем старый нормативный акт 1997 года.
Длинный перечень признаков, устанавливающих, чем предвыборная агитация отличается от простого информирования населения, оканчивается замечательными словами: «...и иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за или против кандидатов, против всех кандидатов». Под такое определение агитации при желании можно подвести все что угодно, а исчерпывающих разъяснений на федеральном уровне пока нет. В Северной столице даже состоялся специальный семинар, но и там журналисты не получили вразумительного ответа на свои вопросы. В частности, корреспондент «МН» спросил члена ЦИК Сергея Большакова: если одно из изданий, информируя читателей о ходе выборов, допустило элементы агитации за какого-то кандидата, то будет ли считаться агитацией сообщение об этом факте в другом СМИ? Ответ последовал честный: «Вы хотите от меня узнать то, чего я сам еще не знаю!»
Для разрешения возможных конфликтов при горизбиркоме создана рабочая группа по информационным спорам, которая осуществляет мониторинг всех задействованных в кампании СМИ.
Приглашены эксперты с трех кафедр питерского университета — филологи, юристы и журналисты. Колоссальность вновь созданного ресурса, во-первых, в том, что рабочая группа вольна казнить одних и миловать других, и уже сейчас на нее сыплются обвинении в открытом попуститечьстве телерадиокомпании «Петербург», подконтрольной Смольному. (Курирующая группу член горизбиркома Елена Мамонтова известна по деятельности в фонде «Наш город», превозносящем успехи нынешней питерской администрации.) Во-вторых, федеральный закон, прописав норму, не оговорил механизмы ее реализации. И если, допустим, суды теперь ограничены в сроках рассмотрения споров по выборам, то разбирательства по теме «агитация или информация» запросто могут длиться сколько угодно. И сработать в итоге как мины замедленного действия. А потребность в подобных «минах» может оказаться велика.
ФИГА В КАРМАНЕ
Петербург даже на гребне демократической волны не отличался высокой активностью избирателей. В 1994 году, когда избирался ЗакС первого созыва, существовала пороговая явка в 25 проц. — и в половине округов народ не пришел к урнам в нужном количестве. ЗакС второго созыва комплектовался уже без всяких условий. Для выборов третьего созыва федеральный закон вновь установил барьер — в 20 проц. Повторись история 8-летней давности, и выборы могут провалиться.
Проблема в том, что федеральный закон разрешает до 14 июня 2003 года формировать парламенты в субъектах Федерации сугубо по мажоритарной системе. Если бы уже сейчас часть депутатов избиралась по партийным спискам, это позволило бы укомплектовать питерский ЗакС даже в том случае, если б выборы состоялись только в половине округов. Если же 8 декабря не определятся обладатели 17 мандатов, то есть не будут избраны представители от 2/3 из 50 округов, город останется вообще без правомочного парламента. И через 120 дней придется проводить дополнительные выборы. Но кто на них придет в канун торжеств по 300-летию города?
Если предположить, что депутатский корпус обновится не столь радикально, как того хотелось бы Владимиру Яковлеву, о третьем сроке губернатору можно будет забыть. Не случайно часть питерских аналитиков задается вопросом: а не устроят ли Яковлева при таком раскладе... несостоявшиеся выборы? «Не обижайте губернатора, — сказал на это Владимир Анатольевич. — Каждый хочет бросить камень в губернатора, он один, его каждый может обидеть». По его словам, отмена выборов не выгодна никому, так как вызовет дополнительную трату бюджетных средств. Но после проверки питерской администрации Счетной палатой забота Яковлева о бюджете почти никого не умиляет. «Наш губернатор не такой человек, который оставляет без контроля ситуации в областях, интересующих ею жизненным образом», — считает, например, тот же Солонин.
Найти в случае чего пару-тройку округов, «недостающих» до 17, будет тем проще, что кроме явки и агитации существует еще один «крючок», на который можно «поймать» кандидата, — избирательные фонды. Потратит человек всего на 10 проц. больше положенного — и даже полученный мандат можно будет у него отобрать по решению суда. В нынешнем Питере 10 проц. — это всего лишь 30 000 рублей. Маленькая партия цветных плакатов, прославляющих какого-то кандидата, ни сном ни духом не ведающего о подобной «помощи».
|