Проводимая под эгидой Гарвардского университета конференция в Бостоне, имевшая целью привлечение инвесторов в Россию, была ознаменована горячими спорами между российскими делегатами по поводу планов реформ электроэнергетического сектора страны.
Участники конференции ошеломленно наблюдали, как ведущаяся высокопоставленным кремлевским чиновником и одним из высших руководителей российской энергетической монополии РАО "ЕЭС" дискуссия, посвященная реформе российской электроэнергетической отрасли, переросла в перебранку и переходы на личности.
В центре внимания стоит план разделения РАО "Единая Энергетическая Система" на единую энергосистему и конкурирующие между собой энергопроизводящие предприятия, что позволит создать свободный рынок электроэнергии и отказаться от государственного регулирования цен к 2005 году.
Противники перемен, к которым относится и Андрей Илларионов, помощник президента России Владимира Путина, ободрены информацией о том, что российский парламент отложил дальнейшее рассмотрение пакета законопроектов, предусматривающих реструктуризацию. Официальные представители "ЕЭС" говорят, что задержки имеют технический характер.
Выступая на конференции в Бостоне, заместитель председателя РАО "ЕЭС" Сергей Дубинин обнародовал план, согласно которому международным энергетическим компаниям будет позволено принимать участие в конкурсах на приобретение прав управления двумя из десяти продаваемых энергопроизводящих предприятий, созданных в процессе раздела "ЕЭС". По словам Дубинина, пять компаний уже выразили желание поучаствовать в конкурсе, в том числе и итальянская "Enel SpA".
По данным РАО "ЕЭС", компании необходимы инвестиции в размере минимум 10-15 миллиардов долларов США, чтобы модернизировать стареющее оборудование и создать новые мощности. Руководители компании говорят, что Россия к 2007 году может начать испытывать нехватку электроэнергии, если объемы инвестиций останутся на нынешнем уровне около двух миллиардов долларов США в год.
Г-н Дубинин также заявил, что "ЕЭС" и правительство планируют создать специальный "гарантийный фонд", чтобы оживить поток инвестиций в новые или незавершенные электростанции. Фонд, который будет создан за счет дополнительного налога на всех потребителей, будет компенсировать инвесторам потери в том случае, если рыночные цены на электроэнергию будут ниже уровня, обеспечивающего инвесторам возврат их средств.
Однако предложения руководства компании были встречены в Бостоне яростными нападками. Александр Бранис, директор компании "Prosperity Capital Management" и член совета директоров РАО "ЕЭС", заявил, что новые управляющие компании смогут перехватить контроль над электростанциями у существующих акционеров "ЕЭС" и перенаправить денежные потоки.
(Перевод: Сайдашев Рафаэль, inoСМИ.Ru)
Шоу для изумленных инвесторов
Устроили в США Андрей Илларионов и Сергей Дубинин
Максим Трудолюбов,Ведомости.18 ноября 2002
БОСТОН - Нынешний Гарвардский симпозиум по инвестициям в Россию, как ожидали его ветераны, должен был стать в хорошем смысле скучным. Иллюзии исчезли, российская экономика повзрослела, переходим к делу. Однако и на этот раз Россия предстала перед инвестиционным сообществом в роли трудного подростка: члены нашей делегации два дня вели яростную перепалку, обзывая друг друга лжецами.
Все началось вечером первого дня на заседании "круглого стола" по инвестициям в энергетический сектор. Может быть, предвидя опасность, организаторы обозначили это мероприятие как "необязательное". Небольшой конференц-зал не вместил всех желающих, зато счастливчики прослушали захватывающую презентацию под названием "РАО ЕЭС: привлечение инвестиций или вывод активов? ", подготовленную членом совета директоров РАО, директором Prosperity Capital Management Александром Бранисом. Предлагаемую РАО систему контрактов на управление российскими энергетическими активами Бранис сравнил с "приватизацией менеджмента" в стиле Березовского. Затем он поставил под сомнение объем инвестиций, необходимых, по мнению РАО, энергетической системе ($30 - 60 млрд). Завершилось же выступление демонстрацией отрицательной динамики цен на акции РАО с момента опубликования плана реструктуризации компании в 2000 г.
Для зампреда правления РАО Сергея Дубинина выступление директора стало неожиданностью, поскольку они встречались незадолго до форума и обсуждали все спорные вопросы. "Но вдруг Бранис выступил с заявлениями, которых он раньше не делал публично и в такой форме", - недоумевал Дубинин. Всплеск эмоций вызвал и дальнейший разговор о создании так называемого фонда гарантирования инвестиций. РАО предлагает возмещать инвестору разницу между рыночной ценой электроэнергии и ценой, необходимой для окупаемости проекта, за счет некоего "платежа за надежность". Ведь для покупки 1 кВт установленной мощности нужно приобрести акции РАО на $50, а при постройке новых мощностей 1 кВт будет стоить примерно $600. "У этих проектов разный уровень доходности, так что идея гарантирования инвестиций является вполне рыночной и честной", - говорит Дубинин.
Но советник президента России по экономике Андрей Илларионов, которому пытались не дать микрофон, заявил, что он "в недоумении и шоке" от услышанного: "Это хуже, чем Госплан! " "Если вы создаете систему, которая субсидирует кого-то из участников, это антирыночная система", - поддержал его Бранис.
Но в полную силу Илларионов развернулся на следующий день, произнося речь на торжественном обеде в огромном банкетном зале, где было около 500 человек. Председатель правления РАО Анатолий Чубайс, который тоже должен был выступить в том же зале, накануне спешно уехал, сославшись на семейные обстоятельства. Илларионов же взял с места в карьер: не дав публике дожевать, он предложил всем сравнить отдачу от инвестиций, сделанных в феврале 2001 г. в "ЮКОС", "Сибнефть" и РАО ЕЭС. $100 000, вложенные в "ЮКОС", обернулись бы сейчас $1,1 млн, вложенные в "Сибнефть" - $450 000, а в РАО - $52 000. А с момента прихода в компанию Чубайса в апреле 1998 г. капитализация РАО, по словам Илларионова, снизилась с $13,6 млрд до $4,6 млрд. Президентский советник продолжал сыпать цифрами, показывающими снижение производительности и эффективности РАО. Сидевший рядом Андрей Ослунд, известный экономист и советник гайдаровского правительства, вскакивал с места и несколько раз пытался "захлопать" оратора. "Это какой-то приступ психоза, - восклицал Ослунд. - Это переход на личности, персональные счеты еще с середины 1990-х гг. Почему он не говорит о других монополиях? " Илларионов же действительно перешел на личности менеджеров РАО: "Главная цель реструктуризации - супермонополия на электроэнергию и на политический контроль! Но они забыли, что они не шайка бандитов, а лишь менеджеры, которых можно нанимать и увольнять". После неловкой паузы один из американских инвесторов спросил, не странно ли, что так выступает представитель главного акционера компании. "У вас 50%. Вы что, пассивный инвестор? " Сергей Дубинин взялся защитить честь компании, заметив, что Илларионов передергивает цифры, в ответ на что услышал, что в появившемся на сайте РАО заявлении Дубинина содержатся ложные высказывания. "Г-н Дубинин - профессиональный лжец, и он снова подтвердил свою репутацию. Эти люди лгут властям, лгут инвесторам. Нельзя построить эффективную компанию и новую страну на лжи", - заключил президентский советник. Зал был в шоке.
"Илларионов постоянно манипулирует цифрами, - возмущенно говорил "Ведомостям" Дубинин. - С 1998 и по 2001 г. производительность труда выросла, занятость в РАО сократилась, компания вышла из убытков и показала прибыль 41 млрд руб. Как можно говорить то, что он говорил, я не понимаю. Зачем врать? Очень трудно с такими людьми разговаривать нормальным тоном - все время чувствуешь себя дерьма поевши".
Сразу после обеда руководитель крупного портфельного фонда поделился своим впечатлением: "Этим людям больше не усидеть вместе. Один или другой должен уйти". "Если бы они ругались, запершись в комнате, пожалуйста, но зачем так дискредитировать предмет спора? " - говорит представитель другой инвестиционной компании. В целом реакция иностранной, обычно сочувствующей Илларионову, части собрания была негативной. А некоторые российские участники обсуждали между собой, "почему Остапа понесло". Версии выдвигались самые разные: то ли Илларионов отчаялся потому, что его не слышит власть, то ли, наоборот, это была "тщательно спланированная Кремлем акция". Но все сходились в том, что для вынесения спора на площадку бостонского форума нужны были какие-то особые причины.
Один из главных организаторов симпозиума, исполнительный директор Белферовского центра науки и международных отношений (BCSIA) Джон Репперт, на следующий день сделал заявление о том, что форум приветствует просвещенные споры и конфликтные точки зрения, но негативно относится к выяснению личных отношений. Впрочем, после завершения симпозиума Репперт сказал "Ведомостям", что вполне доволен форумом. Число участников, 550 человек, по словам Репперта, было рекордным, а большинство участников к концу третьего дня раздали все свои визитные карточки: "Значит, новые контакты завязаны".
|