До дня выборов нового состава ЗакСа осталось каких-то три недели. Однако, несмотря на приближение "судного дня", предвыборная кампания проходит на удивление вяло.
Во многом виной тому новый избирательный закон, не только ограничивающий активность самих кандидатов, но и серьезно ущемляющий масс-медиа в возможности комментировать происходящее. Но говорить о том, что на предвыборном поле вообще ничего не происходит, нельзя.
Более того, эта кампания в принципе куда более важная и интригующая, чем предыдущие выборы в ЗакС в 1998 году. Ибо цена вопроса на сей раз куда выше. Если Владимир Яковлев не сумеет сформировать по их итогам лояльный парламент, дни его губернаторства, видимо, будут сочтены.
Но драма Смольного на этот раз в том, что сопутствующие выборам условия принципиально расходятся с ситуацией декабря 1998-го. Скажем, одной из главных тогдашних находок городской власти стало формирование "петербургского списка", объединившего вышедших во второй тур явных и неявных губернаторских болельщиков.
Именно поддержка Владимира Яковлева принесла многим из них дополнительные голоса и, как следствие, кресла в Мариинском дворце. Однако на сей раз реализация аналогичного сценария выглядит малореальной. Просто потому, что нынешний рейтинг градоначальника вряд ли способен оказать кандидату, осененному высочайшей поддержкой, решающую помощь. Скорее, даже наоборот. Да и не каждый претендент рискнет нынче оказаться в "губернаторском списке".
Впрочем, отсутствие формального "списка Смольного" вовсе не означает, что горадминистрация - в стороне от этих выборов. Осведомленные люди судачат о неформальных списках, будто бы составленных из претендентов, лично поддержанных Владимиром Яковлевым и его супругой. Однако закрывают эти кандидаты далеко не все округа.
Смольнинские мотивы нам обосновал один из экспертов, близкий к горадминистрации экспертов: "Вспомните, какое количество сил и средств было затрачено в 1998-м, чтобы провести своих кандидатов. И что: с ними же потом пришлось два года торговаться, дабы они пошли в русле политики городской власти".
Одним словом, основная ставка на этот раз будет сделана на работу уже с новым составом ЗакСа. В самом деле, куда проще и дешевле одномоментно договориться со свежеизбранным народным представителем, чем вкладываться в него дважды.
Вероятно, именно поэтому смольнинцы так пока и не сформировали единого предвыборного штаба. Среди задействованных в выборах на губернаторской стороне политтехнологов называют главу Социально-психологического центра Владимира Большакова и губернаторского советника Александра Потехина. Однако и они не выступают "главными кураторами кампании", а просто ведут ряд кандидатов. Зато следов бывшего смольнинского фаворита Алексея Кошмарова эксперты в городе пока не находят.
Любопытно, кстати, что серьезные шатания сегодня фиксируются и в околосмольнинских кругах. Так, знающие люди рассказывают об обострении противостояния между кругами, близкими к бывшему вице-президенту "ПТК" Владимиру Барсукову, и кандидатами в депутаты петербургского парламента, поддержанными Константином Карольевичем Яковлевым.
Впрочем, единства нет и среди кандидатов от оппозиции. По их мнению, главная интрига -- удастся ли в конце концов образовать коалицию между блоком "СПС+Яблоко", "Единой Россией" и "Волей Петербурга". По нашей информации, проект единого заявления партийцев уже подготовлен. Проведены и соцопросы, на основании которых в округах, где кандидаты от этих партий пересекаются, выбран "единый претендент". Утверждают даже, что подписи под коалиционным соглашением должны быть поставлены на этой неделе.
Однако полной уверенности в этом нет. Ибо у гипотетических коалиционеров слишком разнятся интересы.
Идеология "Воли Петербурга" на данном этапе проста - не делать резких движений, которые могут поссорить будущих депутатов ЗакСа с Сергеем Мироновым. Ибо спикер Совета Федерации уже в январе должен будет появиться в Мариинском дворце для подтверждения своих полномочий.
Свои принципы и у местного "ЕдРа". Как нам заявил руководитель отделения Юрий Солонин, "мы, конечно, можем достигнуть с другими партиями соглашения о том, чтобы не бодаться на одном округе. Но у нас с ними есть принципиальные идеологические расхождения, по причине которых мы не можем подписывать единого согласительного политического документа".
Одним словом, если "единороссы" и подпишут какой-либо документ вместе с либералами, то это будет мало к чему обязывающая бумага (вроде хартии "За честные выборы"). И, конечно, упаси Боже, без каких-либо внятных политических оценок.
Но здесь возникает принципиальный вопрос. А зачем вообще нужен блок, который, по оценкам многих социологов, в петербургских округах не будет иметь серьезного авторитета? Напомним, что год назад аналогичный союз ("Единства", "Отечества, СПС, "Воли" и "Яблока") уже был сформирован в ходе думских довыборов по 209-му округу. И что же? "Единый кандидат от пяти партий" Юрий Солонин с треском провалился, доказав унизительную беспомощность такого союза с донельзя размытыми идеологическими и политическими установками перед лицом реальных проблем реальных избирателей.
Если накопленный за последние годы опыт ничему не научит петербургских оппозиционеров, то на следующих выборах их место займут другие политики.
|