Предпраздничная поездка главы военного ведомства России Сергея Иванова на Дальний Восток осталась почти незамеченной. А напрасно. Заявления, сделанные Ивановым во время этого вояжа, способны прояснить многое в претензиях одного из ведущих политиков страны. Министра обороны явно не удовлетворяет роль исключительно армейского начальника. Он стремится к расширению своих властных полномочий.
На Дальнем Востоке Сергей Иванов общался с руководителями оборонных предприятий и вместе с руководством Тихоокеанского флота намечал контуры военно-морских маневров всех силовых структур страны по охране биоресурсов и экономических зон России в трех ее дальневосточных морях. Посещая Амурскую область, глава Минобороны заявил, что "для России один космодром - мало, три - много, надо - два". Как рачительный хозяин, министр определил, что для России эксплуатация казахстанского космодрома Байконур - дорогое удовольствие, поэтому надо развивать собственную ракетно-космическую инфраструктуру на российских полигонах в Плесецке и Свободном. На встрече с руководителями оборонных предприятий, ремонтирующих, производящих и утилизирующих морскую технику, Иванов говорил о необходимости их ритмичного финансирования из средств оборонзаказа, а также о проблеме утилизации атомных подводных лодок, что, возможно, будет связано с финансовыми поступлениями из-за рубежа. По его словам, это важно не только для дальневосточных оборонщиков, но и для всех предприятий ОПК, утилизирующих оружие массового уничтожения.
Плохая погода не позволила Сергею Иванову слетать на острова Курильской гряды, но он подробно обсуждал с полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе Константином Пуликовским проблемы обустройства военной инфраструктуры на близлежащих к Японии российских островах, а также конкретные шаги по защите наших дальневосточных рыбных промыслов и нефтегазоразработок. Результатом таких обсуждений стало решение провести летом будущего года в прибрежной морской зоне крупномасштабные военно-морские маневры с привлечением всех силовых структур страны (ФСБ, ФПС, МВД, таможни, спасателей и т.п.).
В свое время об этом же говорил и бывший директор Федеральной пограничной службы, а ныне глава думского комитета по обороне Андрей Николаев. Тогда он сумел убедить президента России Бориса Ельцина в необходимости переподчинить рыбоохрану страны пограничникам. Теперь уже Сергей Иванов как глава военного ведомства РФ считает, что рыбная добыча должна быть и под охраной Военно-морского флота. Идея эта была уже обкатана нынешним летом на совместных учениях на Каспии. И вот на очереди Дальний Восток. В феврале замысел учений должен утвердить президент. Но уже сейчас Сергей Иванов уверен в экономической целесообразности таких действий - охрана рыборесурсов от браконьеров ежегодно может приносить в казну страны около 500 млн. долларов США. Это почти одна шестнадцатая военного бюджета страны - почти полугодовая суммарная зарплата всего офицерского корпуса Вооруженных сил.
У министра обороны есть союзники. Это депутаты Госдумы, сенаторы-генералы, аудиторы Счетной палаты (тоже почти все бывшие военные). Как заявляют информированные военные источники, Счетная палата давно уже подготовила и отправила в Кремль свои предложения по совершенствованию управления военной экономикой страны, корректировке сроков и параметров разработки оборонзаказа, а также по изменению уже начавшей действовать госпрограмме вооружений до 2010 года. Они также считают, что "прагматичные" предложения экс-премьера и нынешнего председателя СП Сергея Степашина об усилении роли Минобороны РФ в этом вопросе будут услышаны. Наверное, не случайно именно во время визита Иванова на Дальний Восток в газете "Красная звезда" (печатном органе Минобороны) устами аудитора Счетной палаты Александра Пискунова было заявлено о новой кадровой роли главы военного ведомства: "Возможно, потребуется расширение властных полномочий Министерства обороны для того, чтобы оно могло координировать военную реформу с реформой оборонно-промышленного комплекса".
Заручился Сергей Иванов и поддержкой президента Путина. Именно она позволяет ему действовать так, как он считает нужным, порой даже не обращая внимания на правительство. Скажем, министр обороны решил из собственных ресурсов военного ведомства дофинансировать эксперимент по переходу на профессиональную армию, введя денежные надбавки к окладам для участников этих мероприятий. Хотя Минфин был против. По предложению Иванова президент подписал указ об образовании военной инспекции. Хотя с точки зрения демократического государства такие функции должен осуществлять орган, стоящий над армейской организацией страны. Минобороны и МИД разрабатывают сегодня новую редакцию концепции национальной безопасности. Хотя это должны делать не только военные и дипломаты, но и ученые, депутаты, политики и другие представители гражданского общества. (Известно, что в новой концепции действиям армии будут более четко предписаны внутренние функции.) Политики только об этом поговорили, а Иванов уже заявил, что он приостанавливает вывод войск из Чечни. Хотя почему именно он решает этот вопрос? Иванов предложил часть доходов от оружейного бизнеса переводить на счета Минобороны РФ. Наконец, Иванов всерьез озабочен многими проблемами оборонного комплекса страны и развития экономики в целом - от космодромов до добычи рыбы.
Между тем у самого Сергея Иванова впереди сложный экзамен. 21 ноября он должен выступить с новыми идеями концепции национальной безопасности и дальнейшими направлениями военного строительства на заседании правительства. Поначалу в военных кругах поговаривали, что в рамках подведения первых итогов эксперимента в 76-й воздушно-десантной дивизии это должен был сделать начальник российского Генштаба Анатолий Квашнин. Но потом решили, что правительственную трибуну можно использовать для обкатки более широких идей военного строительства, которые предлагают Сергей Иванов и его единомышленники. Очевидно, что министр выступит за усиление роли военного фактора в экономическом развитии страны. Но также очевидно, что Россия опять повторяет пройденное. Как и прежде, решение многих проблем зависит у нас сегодня не от системы управления государством, а от конкретных личностей. От воли и действий военных руководителей. Стремясь решить насущные проблемы, политическая власть дает им на это самые широкие полномочия.
|