Сезон осень – зима 2002-2003 года
В политике, как и в других сферах человеческой деятельности, существует своя мода. Как в прямом смысле - на пиджаки, галстуки и прочие аксессуары, так и в более широком - мода на идеи, имиджи, способы работы с избирателями и рецепты побед на выборах. Есть свои дефиле и показы - выборы разных уровней. Свои подиумы - средства массовой информации и трибуны парламентов, "круглые столы" и встречи с избирателями.
Существуют и политические топ-модели, знаменитые модельеры - политтехнологи и имиджмейкеры, модные критики - политологи, и та же цикличность смены модных тенденций - от выборов до выборов.
Единственное отличие мира политики от мира моды в том, что здесь демонстрация, показ - не самоцель, а способ достижения результата. И если конкуренция у "вещевых" модников спрятана за кулисами внешне благообразного мира моды, то в политике все наоборот. Борьба идет публично, с использованием всех средств без особого разбора. Поэтому политика считается делом грязным, а ничуть не менее жестокий мир высокой моды весь такой белый и пушистый.
В Петербурге сейчас пик политмодной активности. Наступает очередной сезон - выборы в городской парламент. Показ уже начался, основные тенденции политической моды сезона осень-зима-2002-2003 вырисовались, а значит, есть материал и для политико-модных критиков. Какие же модные тенденции станут ведущими в политсезоне конца 2002-го - начала 2003-го?
ТРЕТИЙ СРОК ГУБЕРНАТОРА
Главной темой предстоящего сезона стал вопрос о третьем сроке губернатора Владимира Яковлева. Зачинщиком тенденции стал Уставный суд Петербурга, своим решением запретивший градоначальнику занять главный кабинет в Смольном в третий раз подряд. Тут же две школы питерских политических кутюрье - губернаторская и антигубернаторская - занялись созданием идеологических одежд для обозначения своих позиций. Губернаторские утверждают, что Яковлеву третий срок необходим, чтобы завершить намеченное. (А намеченного сейчас даже больше, чем восемь лет назад, когда Яковлев избирался под лозунгом "Впереди большая работа".) Второй прогубернаторский мотив - люди сами решат, кому быть губернатором, и лишать их этой возможности - не демократично.
Представители противоборствующей школы шьют губернатору неуемную жажду власти и наплевательское отношение к закону. И советуют ему "уйти достойно, успев сделать много полезного для города".
По мнению нейтральных политико-модных критиков, дальнейший ажиотаж вокруг вопроса о третьем сроке приведет к победе антигубернаторской школы кройки и шитья. Достаточно просто рядить Смольный в одежды людей, бросивших "решение насущных городских проблем" ради борьбы за власть. И все.
ЖЕНЩИНЫ, ВПЕРЕД!
Зато прогубернаторские широко используют другое модное политико-физиологическое направление, которое при грамотной раскрутке обещает большой эффект. Люди, следящие за политическими предпочтениями россиян, знают, что в социологических опросах о предпочтениях партий в первой пятерке постоянно фигурирует движение "Женщины России", хотя такого политического объединения давно не существует. Видимо половые особенности россиянам более понятны, чем различия политических платформ.
Наверное, поэтому в последнее время Смольный выставляет вперед вице-губернатора Анну Маркову. Начальник канцелярии (департамента, отвечающего за подготовку и утверждение документов) выезжает на все чрезвычайные происшествия, критикует решения Уставного суда, рекомендует спикеру Совета Федерации Сергею Миронову заниматься геологией на дому, в Петербурге, контролирует перепись населения и делает громкие заявления с несвойственной для политика прямотой. В общем, живет насыщенной публичной жизнью и буквально круглые сутки не покидает экран телевизора.
Создается впечатление, что настоящие мужики в Смольном перевелись, а остальные попрятались за спину женщины - вице-губернатора.
ПОСЛЕ 300-ЛЕТИЯ
Раньше на тему "Есть ли жизнь после юбилея" любили порассуждать критики городской власти. Мол, вот они с утра до ночи талдычат про "свой юбилей", показуху устроили на весь мир, а ведь жизнь после 2003 года не заканчивается. Куда, мол, пойдет развитие города, как и когда будут решаться его реальные проблемы?
Смольнинцы пытались объяснить этим немасштабно мыслящим гражданам, что юбилей - это ведь, ого-го, событие планетарного масштаба, и никак к нему не готовиться за счет все равно выделяемых федеральных средств просто глупо. Опять же подарков к 300-летию (ликвидация размыва метро, строительство кольцевой дороги, реконструкция и реставрация исторического центра и прочее) будет целый вагон, а эти чудаки против!
Потом выяснилось, что с подарками к юбилею не успеют, да и сама подготовка как-то раздробилась. Федералы отняли некоторые объекты, деньги выделяются через пень колоду, а куда выделяли, там сметы освоения средств еще не успели написать. Короче, все пошло через традиционное для России место. Тут-то и появилась новая мода. Высокие чиновники стали говорить, что "юбилей - это не конец, а начало". Главное, что процесс пошел и никто не собирается его прекращать и после юбилея. Интересно, до каких пор?
БЛАГОУСТРОЙСТВО, "УПЛОТНИТЕЛЬНАЯ ЗАСТРОЙКА", ТРАНСПОРТ
Именно перечисленные городские проблемы, если верить социологическим опросам, больше всего волнуют петербуржцев. И именно они станут самыми модными в новом политсезоне. Например, городское правительство даже устроило заседание в прямом эфире ТРК "Петербург". Выяснились потрясающие вещи. Оказывается, эффективно бороться с грязью лучше всего штрафами, а благоустройство, оказывается, идет семимильными шагами, только, по словам губернатора Владимира Яковлева, "мы его замечаем, а жители нет". На часовом собрании городских начальников так никому и не пришла в голову простая мысль: чтобы было чисто, грязь надо убирать.
"Уплотнительная застройка" - это когда сквер во дворе вырубают, на дряхлые инженерные сети "вешают" еще один дом, который к тому же загораживает солнце, строители никому не дают год спать и за это, как бы, никто не отвечает. Данная проблема стала супермодной. Одних общественных организаций, якобы защищающих права жителей, создано то ли четыре, то ли пять. Не проходит и недели, чтобы в том или ином районе города не прошли стихийные митинги жильцов. Проблема широко обсуждается в СМИ. Депутаты грозятся выразить недоверие председателю комитета по строительству Александру Вахмистрову. Шум стоит - в Москве слышно. Естественно, все это никак не сказывается на реальном положении дел. Как строили, так и строят.
С транспортом политмодники поступают так. Те, кто ни за что не отвечает, на всех углах кричат, что он погибает и ездить простому человеку не на чем. Те, кто за общественный транспорт отвечает, ничего не кричат, четко сознавая, что так оно и есть. И если бы не маршрутки и метро, то вообще была бы беда. И те, и другие видят только одно реальное решение проблем общественного транспорта - отмену всех льгот на проезд. Но все чего-то ждут. Чего ждут - не говорят.
Там еще есть "пробки", состояние дорог, автомашины в центре, платные парковки и прочее, но говорят об этом как-то вскользь, через запятую. Видимо, стесняются открыто радеть за владельцев авто.
ДРУЗЬЯ ПУТИНА
У нас сейчас не город, а какое-то скопище друзей, знакомых, дальних родственников и мнимых собутыльников Владимира Путина. Можно подумать, он только тем и занимался, что общался, советовался и просто выпивал с нынешним городским политбомондом. Те с ним вместе в школе учились, те на дзюдо ходили, а кто и в разведку, некоторые работали в Смольном и вместе работали в КГБ и т. д. и т.п. Больше всего тех, кто с ВВП выпивал на его даче. Только я таких знаю пятерых.
Знакомство и якобы расположение президента сейчас легко конвертируется в политический капитал. Причем весьма ценный. Неудивительно, что "друзей Путина" среди городских политиков - больше половины. Остальные довольствуется якобы тесными отношениями с прочими "московскими питерцами".
ПАРТИЙНОСТЬ
Сейчас крайне модно числиться в какой-нибудь партии. Желательно центристской, поддерживающей политику президента Путина. Благо их так много, что на всех места хватает. Доходит до смешного. Например, Владимир Яковлев состоит в генеральном совете партии "Единая Россия", а местное отделение этой партии находится в оппозиции к действующему губернатору.
Особенно тяга к четкой политориентации обостряется накануне местных выборов в какой-нибудь законодательный орган. Дальновидные кандидаты стараются налепить на себя раскрученный партийный или личный лейбл, чтобы, победив на выборах, забыть свою предвыборную позицию напрочь. Так, в нынешнем составе ЗакСа есть депутаты, переходившие из фракции в фракцию по пять-шесть раз.
СЛЕДУЮЩИЙ ГУБЕРНАТОР
Крайне модно сейчас обсуждать возможные кандидатуры будущего губернатора города, "если Яковлеву не разрешат". Проводятся социологические опросы, против возможных претендентов печатаются заказные материалы в газетах, обсуждается проблема "кого поддержит Кремль" и т.д. и т.п. Называются следующие фамилии: Маркова, Миронов, Лихачев, Алферов, Нарусова, Селезнев, Тарасов, Грызлов, Степашин, Хакамада, Артемьев и почему-то ректор Горного института Литвиненко. Если верить социологам, все вместе они набирают процентов 35. Примерно столько же у губернатора. То есть на самом деле еще ничего не ясно. Большинство не определилось, а до выборов, если ничего не произойдет, еще полтора года. Но мода не проходит.
К этим же веяниям примыкает и другая модная тема: "Кого выберут". Одни говорят - "яркого политика", другие - "крепкого хозяйственника", третьи - "молодого менеджера". Четвертые утверждают, что "кого Путин захочет, того и выберут". О мнении избирателей - ни слова. А потом еще удивляются...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА
Широко шагнул в политические массы Интернет. В сети питерская политическая жизнь кипит вовсю. Особенно накануне выборов. Одних предвыборных сайтов уже штук пять. Практически у каждого отделения петербургского отделения политической партии есть свое сетевое представительство. Правда, у "Единой России" нет, но это и правильно. Что там размещать, не надпись же "Мы публично любим Путина". А больше-то и нечего.
Дальше всех пошла городская администрация. Она устроила опрос на своем сайте на тему "третьего срока" и вообще кризиса петербургской власти. На вопросы отвечала, ясное дело, Анна Маркова. Отвечала грамотно и логично. Такие же были и вопросы. Очевидно, все они редактировались, у пользователей сети лексикон совсем другой. Но это все равно лучше, чем тупо молчать.
ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
В этом политсезоне многие предпочитают контролировать и разоблачать. Раньше тоже контролеров хватало, но разоблачали они как-то по-тихому. Направят собранные материалы в компетентные органы и молчат. Те тоже молчат. Одно слово - идиллия. Сейчас все как с цепи сорвались, все наружу. Какие-то дела 1998 года против вице-губернаторов, пропавший миллиард в бюджете-2000, депутатская поправка с шестилетней историей. А про количество контролеров юбилея города даже уже говорить не хочется. Где вы раньше-то все были - хочется спросить. Как говорил Гоголь, "не дает ответа". Хотя он и очевиден - выборы будут идти косяком, вплоть до лета 2004 года. А борцов за правду у нас любят, не понятно только, за что.
PR НА ЧП
PR (паблик рилейшнз, пиар) - в переводе "связи с общественностью". В политике под этим термином обычно понимается "раскручивание" политика или, наоборот, "обливание грязью" ("черный пиар"). Последний писк политической моды - использование различных чрезвычайных происшествий как пиар-повод. Пиар-эффект телесъемок на фоне разрушенных домов, пожаров и затонувших сухогрузов давно известен.
Создается впечатление, что у политика присутствуют любимые для избирателей качества - отсутствие равнодушия и способность быстро решать проблемы. Понятно, что в чрезвычайных ситуациях начальство только мешается под ногами и ни на что не влияет. Делом занимаются профессионалы, но кажется, что их четкую работу организовал именно прибывший на место начальник.
Но наши пошли еще дальше. ЧП еще и стали использовать как способ дискредитации отдельных политиков или целых институтов власти. Особенно ярко это проявилось после пожара на Васильевском острове подстанции "Ленэнерго". Если послушать просмольнинские СМИ, то создавалось впечатление, что это именно Андрей Лихачев (гендиректор "Ленэнерго" и ярый критик городской власти) спалил целый квартал на В.О. Буквально через неделю обрушился дом на Стремянной улице. Антисмольнинские СМИ, естественно, тут же нашли виноватого - городское правительство и лично губернатора Яковлева. Можно подумать, это он собственноручно снес несущие конструкции.
"ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ"
Те, кто думает, что мода затмит классику, как всегда, ошибаются. Классика политической моды не умрет никогда. Всегда политики будут обещать "светлое будущее", обвинять друг друга в нечистоплотности, пренебрежении чаяниями народа, коррупции и казнокрадстве. Навсегда и их тяга к самолюбованию, пустым, но красивым фразам и безграничному лицемерию. Мы никогда от этого не избавимся. Политики - это вечные спутники людей. И они всегда будут такими. Какие люди, такие и политики.
|