В воскресенье горизбирком закончил прием документов от кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Петербурга третьего созыва. Регистрационная кампания принесла, по крайней мере, одну крупную сенсацию.
Те, кто рассчитывал найти среди перечня претендентов на кресла в Мариинском дворце пресловутый "список Смольного" (он же - "Петербургский список-2"), обманулись в своих ожиданиях.
Группа смольнинских и околосмольнинских претендентов среди этих нескольких сот человек, конечно, наличествует. Однако в какую-либо стройную систему при этом не выстраивается (не "закрывая" не то что все 50 округов, но и хотя бы округа наиболее опасных для городской власти претендентов).
Что это означает? На первый взгляд, такая ситуация может свидетельствовать, что Смольный сдает свои позиции и отказывается бороться за кресла в Мариинском дворце. Это, в свою очередь, означает, что Владимир Анатольевич капитулировал и отказался от борьбы за третий срок.
Однако можем успокоить смольнинских болельщиков - у губернатора есть еще порох в пороховницах. Просто на выборах-2002 тактика исполнительной власти окажется принципиально отличной от выборов-1998.
Исходя из того опыта, Смольному, кажется, следовало бы сделать главную ставку на собственный лагерь в действующем депутатском корпусе и просто содействовать переизбранию "своих" заксовцев (тем более в условиях однотуровых выборов действующие депутаты являются однозначными фаворитами предвыборной гонки). Но сделать это в нынешних условиях городская власть просто не может.
Ибо сегодня у администрации слишком мало открытых соратников среди действующих парламентариев. Как нам сообщил высокопоставленный смольнинский источник, "решение Уставного суда стало для губернатора идеальной лакмусовой бумажкой, проявившей реальные мотивы депутатов и выявившей среди них его устойчивых сторонников. Владимир Анатольевич, правда, воспринял эту ситуацию достаточно эмоционально. Однако по большому счету для него судебное решение стало благом".
По нашей информации, после сорвавшегося внесения уставной поправки губернатор снял с себя все обязательства перед теми депутатами, кто отказал ему в поддержке. Причем о том, что Смольный отныне считает себя свободным от ранее достигнутых договоренностей, было сообщено не только парламентариям, но и "интересантам, находящимся вне стен Мариинского дворца".
Говорят, кстати, что список симпатичных исполнительной власти депутатов еще более сократился в минувшую среду, когда ЗакС, наплевав на губернаторское мнение, протащил во втором бюджетном чтении реинкарнированную "пакетную поправку".
В таких условиях о ставке на действующий депутатский корпус и речи быть не могло. Значит, у Смольного оставалось всего два пути. Первый -- вести в ЗакС своих сторонников "из новичков". Однако этот вариант вполне логично представлялся не слишком реализуемым. Что лишний раз подтвердили проведенные по заказу городской власти социологические замеры.
Ибо пенсионеры (главный петербургский электорат) окучены давно и плотно. Ожидать большой явки от прочих категорий населения не приходится. К тому же высокая явка для Смольного просто опасна: в таком случае об успехе может с большими основаниями думать уже городская оппозиция.
Выиграть в такой ситуации удалось бы, ведя лишь яркую и неординарную кампанию, -- так полагает близкий к Смольному эксперт. Однако такой вариант тоже малореален: ведь кампания будет стоить куда дороже, чем предусмотрено по закону. В рамках новых избирательных правил это чревато кляузами со стороны конкурентов и непредсказуемыми судебными вердиктами.
Значит, у городской власти, по сути, остается лишь один путь. И именно его она, похоже, и избрала. Административный ресурс в ходе этих выборов будет включен, но использоваться будет не "за", а "против". Основная цель Смольного в ходе этой кампании -- не допустить переизбрания значительного числа действующих депутатов, дабы в январе в Мариинский дворец пришло как можно больше новых парламентариев.
А дальше все просто: скупить свежеизбранных депутатов оптом и, пользуясь их неопытностью, в первые же месяцы 2003-го провести нужные для себя решения. (Кстати, эксперты уже сейчас прогнозируют, что в случае реализации такого сценария ЗакС третьего созыва долгое время будет оставаться без избранного спикера. Но это так, к слову).
При всей своей сложности, такая тактика вовсе не выглядит проигрышной. По крайней мере, подобная кампания обойдется значительно дешевле попыток протащить вторую редакцию "петербургского списка". Значит - уже практически сформированную предвыборную кассу можно будет использовать куда эффективнее.
К тому же использование в таком случае смольнинского ресурса очень трудно будет подвести под действие нового избирательного закона. Взять хотя бы нынешнюю тональность окологубернаторских медиа. Депутатов "мочат" практически скопом, а по закону - вроде бы не придерешься.
Похоже, Смольный в предвыборной кампании-2002 свою ставку сделал.
|