В ближайшее время Законодательное собрание попытается в пятый раз избрать Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге (на Западе его традиционно называют омбудсменом). Четыре предшествующие попытки, предпринятые за четыре года, минувших с принятия в декабре 1997-го соответствующего закона, завершились безрезультатно. Ближе всех к избранию был экс-депутат Госдумы Юрий Нестеров, но и ему в октябре 2000 года не хватило одного (!) депутатского голоса. В результате пост главного питерского правозащитника так и остается вакантным...
Проблема омбудсмена не часто "засвечивается" в городских СМИ - количество публикаций, посвященных этому вопросу и появившихся за последние 3-4 года, можно легко перечесть по пальцам двух рук. Не слишком озабочен отсутствием Уполномоченного и губернатор - во всяком случае, не припомнить ни одного его выступления, где бы речь шла о необходимости скорейшего избрания главного правозащитника. Что касается депутатов ЗакСа, то их отношение к этой теме лучше всего иллюстрируется тем, что последняя по времени попытка избрания омбудсмена датирована... январем 2001 года. И хотя в городском Уставе напрямую записано, что этот политический институт обязан быть, соответствующая норма так и остается "мертвой".
Возможно, кто-то полагает, что с соблюдением прав человека в Петербурге давно уже все в порядке, и нет нужды в создании дополнительной структуры, занимающейся этим вопросом. Но практика этого, мягко говоря, не подтверждает. Более того: как показывает анализ обращений петербуржцев в обе "ветви власти", не менее трети (а то и больше) обращений касаются тех или иных нарушений законных прав граждан. Конечно, есть правоохранительные органы и общественные правозащитные организации, которые могут вступаться за нарушенные права граждан и восстанавливают справедливость. Однако прокуратура и суд, наделенные реальными властными полномочиями, большей частью перегружены иными правонарушениями - уголовными делами или экономическими преступлениями, а общественные организации, как бы сильно ни было их желание помочь в восстановлении нарушенных прав человека, редко обладают для этого реальными возможностями.
Исправить ситуацию могло бы избрание омбудсмена - который, согласно международной практике, является "достойным доверия независимым лицом, уполномоченным парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющим парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями".
Между тем Петербург, где омбудсмена нет, далеко не исключение: в подавляющем большинстве российских регионов омбудсмены тоже не избраны (точнее, лишь в 15 регионах из 89 они избраны и работают). В остальных же введению этой должности препятствуют губернаторы, не считающие, видимо, создание данного института приоритетным. Либо - предпочитающие вместо института омбудсмена создавать при себе "комиссии по правам человека". Существует такая комиссия и при губернаторе Петербурга - вот только о достижениях этой комиссии в области защиты прав граждан ничего не слышно. И немудрено: ведь именно исполнительная власть традиционно является главным нарушителем прав граждан.
Но проблема - не только в избрании омбудсмена. Проблема - и в его статусе, который сегодня определен питерским законом в весьма "слабом" варианте.
Омбудсмен может изучать информацию о состоянии дел в области защиты прав и свобод граждан и об их нарушениях, рассматривать жалобы граждан, проводить проверки. Кроме этого, он может вносить предложения о совершенствовании механизма обеспечения защиты прав и свобод, запрашивать необходимые для работы материалы и документы от любых органов власти, органов местного самоуправления и организаций города, вносить проекты законов и распоряжений губернатора и готовить ежегодные доклады. При этом он, к сожалению, лишен реальных полномочий, для того чтобы заставить чиновников обеспечить соблюдение прав гражданина: его право - лишь давать рекомендации, которые никто не обязан исполнять.
Что касается нынешнего, "пятого тура" голосования, то на должность Уполномоченного выдвинуты всего восемь кандидатов (в прежние годы их число было куда большим).
Рассматриваться всерьез могут лишь трое: Юрий Нестеров, представленная губернатором председатель Комитета по взаимодействию с органами МСУ Нина Шубина и выдвинутый группой депутатов доцент Северо-Западной академии госслужбы Валентин Овчинников.
|