Свой проигрыш на губернаторских выборах Анатолий Собчак сравнил с поражением Уинстона Черчилля после того, как тот привел Англию к победе в войне.
Это, наверное, перебор, хотя Собчаку не откажешь в том, что он безусловно символическая, знаковая фигура. Из рядов активно действующих политиков ушел последний, если не считать Ельцина, крупный деятель образца 89-го года. Популярный спикер межрегиональной депутатской группы, соратник Сахарова и Горбачева... Как мог интеллигентный, демократический Санкт-Петербург "предать" такого человека? Уж не симптом ли это надвигающегося коммунистического реванша?
Сам Собчак утверждал, что борьба за Смольный - это "генеральная репетиция президентских выборов". До рокового дня голосования бывший мэр и его политические друзья, рассчитывая на антикоммунистические настроения горожан, были крайне заинтересованы в уподоблении Собчака Ельцину, а его соперников - "коллективному Зюганову". Однако эта схема не сработала. В действительности кандидат от КПРФ Юрий Севенард набрал только десять процентов голосов, на большее питерским коммунистам и не приходилось рассчитывать.
Не оправдала себя и отчаянная попытка представить вышедшего во второй тур Владимира Яковлева в качестве фактического ставленника коммунистических сил. Уже после первого тура Яковлев счел необходимым сделать специальное заявление в поддержку Ельцина. После же избрания губернатором Яковлев высказался еще категоричней, без колебаний призвав "всех демократов вслед за петербуржцами о ъединяться только вокруг Ельцина".
На исходе выборов сказалось и то, что Собчак сражался за Смольный при явном безразличии федеральной власти, которая, по идее, должна быть заинтересована в "стабильности", в сохранении прежней питерской "партии власти". На уровне публичной политики Собчак практически не удостоился за все время кампании никаких знаков внимания ни самого Ельцина, ни его ближайшего окружения.
Одним словом, всякая попытка рассуждать о губернаторских выборах, применяя идеологические штампы, является не более чем пропагандистской уловкой. Выборы в Петербурге показали совсем иное: оказалась проигрышной ставка на конфронтацию с Центром.
Собчак убеждал, что он защищает Петербург, его финансовый рынок, покровительствует местному бизнесу и т. п. А Яковлев и его союзники, напротив, объясняли, что Петербург и Москва должны протянуть навстречу друг другу руки, и только тогда город получит недостающие средства на строительство дорог, жилья, реконструкцию исторического центра, на развитие промышленности.
Команда Собчака, всячески спекулируя на теме "руки Москвы", сама же акцентировала внимание избирателей на невыгодном для мэра обстоятельстве: у него (в отличие от Яковлева) плохие отношения с московским начальством, и поэтому он не способен решать важные для города проблемы. Прошли времена, когда Собчак мог выиграть, обещая городу статус свободной экономической зоны, а горожанам - развитой капитализм в отдельно взятом регионе.
Тем не менее известные параллели между президентской кампанией в России и губернаторской в Санкт-Петербурге провести можно. Во многом схож стиль проведения агиткампании Собчака и Ельцина. Как и президент РФ, мэр Санкт-Петербурга вложил в нее колоссальные средства, пользовался поддержкой почти всех городских СМИ, ему усиленно "накачивали" рейтинг местные социологи, за него горячо агитировали такие властители дум, как академик Дмитрий Лихачев, писатель Даниил Гранин, кинорежиссер Алексей Герман. И все эти усилия оказались тщетными.
Неизвестно, какой "бес попутал" мэра и его команду, но только они своими же агитационными акциями вдруг стали переиначивать формировавшийся ранее имидж Собчака как руководителя-интеллигента. Может быть, просто стали сдавать нервы? Начав кампанию в достаточно спокойной, уравновешенной манере, "штабисты" Собчака неожиданно обрушили на головы петербуржцев целую лавину откровенных грубостей. Яковлева объявляли "человеком с метлой", "с кругозором прораба", его союзников называли "политическими гномами", по телевидению показывали якобы принадлежащие Яковлеву загородные виллы, "Вольво", магазины и даже размножили в виде листовок текст строгого выговора по партийной линии, полученного еще в 1982 году!
В России любят гонимых, но не гонителей. Это истина банальная, но верная.
|