“Как хорошо быть генералом, как хорошо быть генералом”, — бодренько звучала старая советская песня. Конечно, кто бы стал спорить, что широкие лампасы лучше, чем ефрейторские лычки? Впрочем, хоть слова из песни и не выбросишь, но генеральская стезя не столь уж сладка и приятна, как может показаться на первый взгляд. До лампасов еще нужно дослужиться, похлебать солдатских щей, помотаться по полигонам и отдаленным гарнизонам. Да и потом карьера генерала сулит обладателю больших звезд на погонах массу рытвин, ухабов и... соблазнов. Тем не менее генерал в России — это больше, чем генерал.
Генералы в цифрах
В пятимиллионной Советской Армии было около 2000 генералов и адмиралов. В 1994 году число генералов выросло до 2500, хотя под ружьем в стране было уже гораздо меньше “штыков” — около двух миллионов человек. Сейчас Российская армия насчитывает 1,2 миллиона военнослужащих, а генералов и адмиралов у нас — 1380. Однако сами по себе эти цифры мало о чем говорят. Главное, что они не отвечают на вопрос: много у нас генералов или их, наоборот, не хватает? И в самом деле: достаточно ли плотна шеренга бойцов с лампасами на брюках?
Есть показатель, который более объективно отражает, сколько высших офицеров необходимо для управления войсками: количество военнослужащих на одного генерала. По этому показателю лидирует Германия — 1660, затем США — 1446, Франция — 553 и Великобритания — 446. Россия в этой компании выглядит достойно: 870 солдат на одного генерала. (В 1913 году это соотношение было 1 к 942.)
Слухи о непомерных генеральских зарплатах крайне преувеличены. Например, заместитель министра обороны с выслугой более 32 лет в звании генерала армии получает 9306 рублей ($300). Такие “бешеные” деньги Родина платит человеку, в зависимости от которого находятся сотни тысяч людей. Впрочем, с 1 июля 2002 года, в связи с отменой ряда льгот и приравниванием военнослужащих к категориям госслужащих, замминистра получает уже 13198 рублей ($420). Деньги тоже не бог весть какие... Для сравнения: “обычный” американский генерал-майор, решая задачи, аналогичные задачам российского генерала, получает от 7180 до 9614 долларов. Не говоря уже о социальном статусе, налоговых и социальных поблажках.
Генералы на нарах
Тащат генералы, как и обычные граждане России, все, что плохо лежит. Наиболее часто их сажают за злоупотребление служебным положением. Затем следуют махинации с квартирами, незаконная коммерческая деятельность, банальные хищения и взятки.
Широкую известность приобрело только дело главного финансиста Минобороны Георгия Олейника. Однако у него были “достойные” сотоварищи. Начальник Управления боевой подготовки Сухопутных войск генерал-полковник Александр Терентьев обманным путем вступил во владение тремя квартирами в разных городах России. Ему предъявили обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 147 УК РСФСР и частью 1 статьи 285 УК РФ (мошенничество и злоупотребление должностными полномочиями). В отношении его начальника, главкома Сухопутных войск Владимира Семенова, в 1997 году было возбуждено уголовное дело по статье “злоупотребление должностными полномочиями”. Главный инженер авиации войск ПВО генерал-майор Владимир Ишутко в 1995 году был осужден за взятки и злоупотребление служебным положением на 4 года лишения свободы, однако, находясь во время суда под подпиской о невыезде, не явился на оглашение приговора и скрылся на Украине.
Не могли устоять от соблазна и сами военные юристы. Начальник отдела кадров Главной военной прокуратуры генерал-майор Александр Кудряшов обвинялся в неоднократном получении взяток. Дообвинялся до того, что в 2000 году... был амнистирован.
Генералов ловят, судят, осуждают на различные сроки так же, как и простых россиян. Если только дело до этого доходит. Из 37 осужденных за последние годы генералов 18 амнистировали. Есть законный повод: все они орденоносцы, многие прошли “горячие точки”, имеют заслуги перед отечеством. Если же генерал все-таки оказывается на нарах, то в колонии общего либо строгого режима. Специальной генеральской колонии в России нет.
В 2001 году, по информации генпрокурора Владимира Устинова, уголовные дела возбуждены в отношении 19 генералов. Какова их дальнейшая судьба, генпрокурор не уточнил.
Самоубийства генералов
Несмотря на то что чин генерала предполагает определенный материальный достаток и социальный статус, порой и у них возникают тупиковые жизненные ситуации. Как утверждают военные психологи, мотивация суицида у офицеров низшего и высшего звена — разная. Если, например, капитан сводит счеты с жизнью, не видя перспектив дальнейшей службы, из-за вечного безденежья и возникновения на этой почве семейных ссор, то генералы, как правило, испытывают жесточайшее разочарование в деле, которому они посвятили всю жизнь.
C 1993 по 2001 годы покончили жизнь самоубийством 7 генералов: стрелялись, вешались, выбрасывались из окна... В 1993 году, например, застрелился бывший заместитель начальника 9-го Управления КГБ СССР генерал-майор в отставке Вениамин Максенков. В 1996 году повесился начальник управления Главка воспитательной работы генерал-майор Виктор Маров. В 1997 году из окна своей квартиры выбросился генерал-майор Главного разведывательного управления Генерального штаба Виктор Шипилов.
Короче, все как у людей...
Генерал на грядке
Генералов-пенсионеров условно можно разбить на три группы.
Наибольшую известность приобрели генералы, подавшиеся в большую политику. Их не так много, но, поскольку эти имена постоянно на слуху, возникает впечатление некоего “генеральского похода” в политику.
Генералы, ушедшие в бизнес, образуют самую многочисленную и самую скрытную группу. Они не любят себя афишировать, хотя дела у них, как правило, идут неплохо. Что объяснимо опытом работы с людьми. У них связи во властных и предпринимательских кругах, как люди военные они могут сами позаботиться о “крыше”. Интересы бизнесменов в лампасах разнообразны — начиная от торговли оружием и заканчивая гостинично-ресторанным бизнесом.
Среди известных генералов-бизнесменов можно назвать Александра Тымко, Филиппа Бобкова. А также Павла Грачева и Матвея Бурлакова, которые приобрели навыки “торговли” еще будучи при военных должностях, когда выводили российские войска из Германии. Именно тогда их “заслуги” попали в поле зрения корреспондента “МК” Дмитрия Холодова...
Есть еще одна категория генералов-отставников, в психологическом отношении, пожалуй, самая сложная. Это те, кто не нашел своего места на пенсии, не пристроился на теплое местечко и коротает свои дни на даче, — генералы-дачники. У кого и дачи нет — стали просто генералами-неудачниками.
|