Государственный таможенный комитет (ГТК) пытается закрыть одну из главных лазеек для ухода от уплаты экспортных пошлин - транзит российской продукции через страны Таможенного союза, в отношении которых применяются нулевые ставки. ГТК предложил взимать экспортный тариф в отношении товаров, следующих в эти страны, в том случае, если их получателями являются фирмы-нерезиденты. Проект постановления правительства готов и ждет последней подписи.
Из-за отсутствия экспортных пошлин в торговле между странами Таможенного союза российским экспортерам выгодно отправлять свою продукцию в дальнее зарубежье через своих соседей транзитом, как реэкспорт. Экспортные пошлины у Киргизии, Казахстана, Белоруссии и Таджикистана для третьих стран значительно ниже российских или отсутствуют вовсе. Реэкспорту через страны таможенной пятерки способствуют также и льготные транзитные тарифы, применяемые участниками пятерки. А из-за отсутствия механизмов определения страны происхождения товара оказалось невозможно запретить реэкспорт через беспошлинную территорию. Как и применять российские ставки для российских же товаров на границе третьих стран. В итоге Москва решила воспользоваться единственной возможностью, которая не нарушит сами принципы Таможенного союза, и взимать экспортные пошлины только по тем контрактам, которые заключаются с фирмами-нерезидентами, работающими внутри пятерки. Проект постановления правительства, как рассказал "Ведомостям" участвовавший в его разработке сотрудник ГТК, уже согласован со всеми ведомствами и отправлен в Белый дом.
Постановление правительства нацелено на решение проблемы с Белоруссией. Она главный торговый партнер России среди стран "пятерки", российский экспорт туда за прошлый год составил $5,5 млрд, тогда как экспорт в остальные страны Таможенного союза был на уровне $3 млрд. При этом почти по 100 позициям товарной номенклатуры экспортные пошлины России и Белоруссии до сих пор расходятся. До недавнего времени российские нефтеэкспортеры активно использовали то обстоятельство, что белорусские экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты были в два раза ниже российских. По оценкам российского Минфина, из-за разницы в таможенных пошлинах российский бюджет терял на белорусском экспорте нефти от $70 млн до $100 млн в год. Весной этого года Белоруссия уравняла свои ставки с Россией. Но в ГТК уверены, что лазейка для экспортеров все же осталась.
Представитель Гостаможкомитета указывает на то, что белорусское руководство раздает квоты на экспорт, в рамках которых пошлина вообще не платится. В комитете по топливно-энергетическому сотрудничеству Минэкономики Белоруссии "Ведомостям" этого не подтвердили, несмотря на то что в марте 2001 г. при повышении экспортной пошлины на нефть представители комитета прогнозировали увеличение объемов экспорта нефти и нефтепродуктов из Белоруссии. И официально установлено, что белорусские власти могут применять беспошлинную квоту для экспорта из страны лома черных и цветных металлов - тех товаров, на которые белорусам также пришлось поднять ставку пошлины по требованию российской стороны.
В то же время ни в Гостаможкомитете, ни в Минфине, ни в Минэкономразвития не смогли назвать "Ведомостям" цифру общих потерь бюджета, возникающих из-за ухода от уплаты вывозных пошлин через реэкспорт. Объем реэкспорта российской продукции не является открытой информацией - ряд облагаемых вывозной пошлиной товаров (например, золото, необработанный алюминий, алмазы, драгметаллы) подпадают под гостайну. Собеседники "Ведомостей" в правительстве отмечают, что, избегая таможенных платежей, экспортеры обходят налоговое и валютное законодательство. Посредниками российских компаний в государствах Таможенного союза часто являются фирмы, зарегистрированные в офшорах. Им российские товары продаются по трансфертным ценам. А в случае все с той же Белоруссией, заметил курирующий отношения с СНГ чиновник Минфина, внутрикорпоративная цена помогает экономить на величине взимаемого в России НДС. Потери бюджета от недоплаты этого налога в торговле с белорусами оцениваются примерно в $80 млн.
|