20 февраля стало известно о том, что СКР прекратил уголовное преследование экс-гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера (№24 в рейтинге самых дорогих топ-менеджеров России по версии Forbes, совокупная компенсация — $5 млн). Об этом рассказал генеральный прокурор Беларуси Александр Конюк.
Баумгертнер обвинялся в злоупотреблениях полномочиями с нанесением крупного ущерба. Из объяснений белорусской стороны следовало, что Баумгертнер подозревался в том, что в составе преступной группы занижал реальные цены, по которым продавался калий, а разницу переводил подконтрольным компаниям. По итогам расследования, которое велось как в России, так и в Белоруссии, следствие пришло к выводу, что в действиях господина Баумгертнера отсутствовал состав преступления.
Далее – обо всём подробнее.
Напомним, Александр Лукашенко заявлял, что ущерб, нанесенный физическими лицами — бывшими сотрудниками «Уралкалия», составил около 100 млн. долларов. Помимо Баумгертнера, находившегося под следствием почти полтора года, было прекращено уголовное дело и в отношении первого заместителя директора Белорусской калийной компании Константина Солодовникова, сообщает "Коммерсант".. Им обоим инкриминировалось совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 201 (Организация злоупотребления полномочиями) УК РФ.
"Теперь же за экс-фигурантами громкого дела признано право на реабилитацию: перед ними должны извиниться за необоснованное уголовное преследование, кроме того, они могут через суд получить компенсации морального ущерба и материального вреда. Отметим, что господину Баумгертнеру уже возвращен залог 15 млн рублей, под который он был освобожден из-под домашнего ареста решением Басманного райсуда", – пишет издание.
Адвокат Баумгертнера Дмитрий Шашков подтвердил информацию о прекращении уголовного преследования своего клиента, отметив, что защита с самого начала настаивала на отсутствии в действиях топ-менеджера "Уралкалия" состава преступления. Отвечать на вопрос, воспользуется или нет господин Баумгертнер правом на реабилитацию, он отказался, сославшись на то, что не уполномочен давать подобные комментарии.

напоминает, что фигурантом уголовного дела Баумгертнер оказался после того, как в июле 2013 года возглавляемый им «Уралкалий» объявил, что меняет сбытовую политику и будет продавать удобрения самостоятельно, делая упор на объемах, а не на цене продаж.
До этого момента «Уракалий» продавал свою продукцию на экспорт через Белорусскую калийную компанию (БКК), совместное предприятие с государственным «Беларуськалием». Выйти из СП российская компания решила после того, как в декабре 2012 года президент Белоруссии Александр Лукашенко отменил монополию БКК на экспорт удобрений.
В калийной отрасли слишком мало производителей, правила мировой торговли в ней не менялись годами, поэтому решение «Уралкалия» о смене сбытовой политики обрушило рынок: калийные компании за день суммарно подешевели на $20 млрд. Белоруссии был нанесен самый ощутимый удар: за счет продажи калия формируется значительная часть бюджета государства (по данным белорусского Агентства финансовых новостей, в 2013 году валютная выручка страны от экспорта калийных удобрений составила почти $2,1 млрд). Уже в августе 2013 года «Беларуськалий» вынужден был фактически прекратить продажи, остановив два из четырех рудников.
Баумгертнер поехал в Минск на переговоры с премьер-министром Белоруссии Михаилом Мясниковичем, после них его там арестовали. Белорусские власти обвинили менеджера в злоупотреблении полномочиями, а потом и в крупных хищениях.

Конфликт вокруг «Уралкалия» быстро перерос в международный скандал, пишет RBC daily: после задержания Баумгертнера Лукашенко публично потребовал смены акционеров «Уралкалия»; основным бенефициаром был тогда Сулейман Керимов.
Как сообщала Лента.Ру со ссылкой на источники, близкие к акционерам компании, компенсация Владиславу Баумгертнеру, уволенному в 2013 году с поста гендиректора «Уралкалия», могла составить около 470 миллионов рублей (12 миллионов долларов по текущему курсу).
В белорусском СИЗО Баумгертнер провел месяц. В конце сентября 2013 года его перевели под домашний арест. Этому предшествовала встреча Лукашенко в Сочи с Владимиром Путиным. Вопрос о смягчении условий содержания Баумгертнера решился именно на ней, рассказывал РБК источник, близкий к «Уралкалию». Официально перевод Баумгертнера из СИЗО на ведомственную квартиру объяснялся «причинами гуманитарного характера» – в связи с обращением мамы. Под домашним арестом в Минске менеджер провел еще два месяца.
В середине октября 2013 года российский Следственный комитет также возбудил дело против Баумгертнера, а Басманный суд заочно решил его арестовать и объявил в международный розыск. Вернуться в Россию Баумгертнер смог только после того, как Керимов и его партнеры продали компанию в ноябре 2013 года ОНЭКСИМу Михаила Прохорова и «Уралхиму» Дмитрия Мазепина, также пишет RBC daily. Через два дня после объявления о сделке власти Белоруссии согласились на экстрадицию.
После экстрадиции 22 ноября 2013 года Баумгертнер оказался в московском следственном изоляторе, но менее чем через месяц был переведён следствием под домашний арест. Как уже писало агентство FLB, из неуютных стен СИЗО он переместился в апартаменты одного из самых дорогих "клубных" домов столицы – так называемого Дома писателей. Самая дешевая квартира в этом доме оценивается в 50 миллионов рублей. Приблизительная цена пентхауса, расположенного на 12-м этаже, составляет в три раза большую сумму – 150 миллионов.

Баумгертнеру было также позволено с разрешения следователя покидать свои квадратные метры – чтобы, к примеру, позаниматься в фитнес-центре или купить себе новый деловой костюм. С ведома и письменного согласия следователя ему можно былотакже общаться с друзьями.
Это крайне редкий случай, когда следствие само прекращает дело из-за отсутствия состава преступления, говорит заместитель председателя президиума Московской коллегии адвокатов Юрий Гервис: обычно следователи доводят дело до конца и уже предоставляют суду возможность оправдать обвиняемого.
Собирается ли Баумгертнер добиваться компенсации – неизвестно. Он отказался от комментариев. Зато такие планы есть у белорусской стороны, заявил в пятницу Конюк, сообщает ТАСС. По его словам, в ближайшее время он собирается провести переговоры с российской Генпрокуратурой по поводу возмещения ущерба для Белоруссии по «калийному делу». Конюк отметил, что «сам факт прекращения дела в отношении Баумгертнера не означает, что в порядке гражданского судопроизводства нельзя будет подать иски» .
|