считает глава холдинга «Илим Палп Энтерпрайз» Захар Смушкин
- Захар Давидович, вы возглавляете крупнейшую в России лесопромышленную корпорацию "Илим Палп Энтерпрайз". Насколько удачно, по-вашему, складываются у нас отношения государства и крупного бизнеса?
- Я не скажу, что отношения эти всегда были безоблачными. Власть и крупный бизнес прошли непростую полосу взаимного отчуждения и недоверия. Хочется надеяться, что это осталось в прошлом. По крайней мере "Илим Палп Энтерпрайз" рассчитывает на конструктивный диалог со всеми ветвями власти. Крупные корпорации оказывают заметное влияние на общий ход развития рыночной экономики в стране. От успешной работы частного бизнеса во многом зависит исполнение бюджета, твердость национальной валюты, уровень занятости, социальная стабильность в регионах.
- Насколько эти цели и ориентиры нашли отражение в концепции развития лесной отрасли, разработанной специалистами "Илим Палп Энтерпрайз" и предложенной на рассмотрение правительства в июне этого года?
- Скажем так, в значительной степени. Разрабатывая документ под названием "Лесопромышленный комплекс России: осмысленная стратегия - ключ к успеху", мы исходили из того, что более полная реализация потенциала лесной отрасли страны положительна по своей сути. Другое дело - какими путями это будет достигнуто. Тут много различных подходов, мнений, спорных моментов. "Илим Палп Энтерпрайз" видит будущее России в стабильной работе крупных вертикально-интегрированных структур. Поэтому мы и не скрываем, что концепция создавалась в общем-то "под "Илим Палп". Вполне остались довольны нашими разработками и зарубежные партнеры из швейцарской фирмы "Интерцез". Мы - крупнейший лесопромышленный холдинг, мы управляем тремя крупнейшими целлюлозно-бумажными комбинатами России: Котласским ЦБК, Братским ЛПК и Усть-Илимским ЛПК. "Илим Палп Энтерпрайз" - это 61% товарной целлюлозы всей России, 77% коробочного картона, 75% вискозы и 34% тарного картона. Вполне естественно, что мы вправе рассчитывать на некое особое отношение и внимание к нам со стороны правительства.
- В таком случае как оценили ваши разработки по стратегии развития отрасли в правительстве РФ?
- Понимаете, в силу неких исторических причин реформированием и управлением лесной отраслью сейчас занимаются сразу два министерства. А это означает неизбежное столкновение интересов. Может быть, по этой причине наши предложения были в значительной мере проигнорированы. Тем не менее есть и положительные моменты, касающиеся увеличения срока аренды лесных участков с пяти до сорока девяти лет. Предполагается также изменение структуры экспортных пошлин в сторону стимулирования глубокой переработки древесины. Не могу сказать, что это наши оригинальные предложения, разговоры о таких мерах господдержки шли очень давно. Но главное, чтобы они были своевременно приняты. Отечественного производителя нужно поддерживать и экономическими, и даже политическими методами. К сожалению, стартовали мы как торгово-посредническая структура по продаже спирта. И лишь теперь, по прошествии десяти лет, контролируя крупнейшие предприятия лесной отрасли, наши менеджеры стали понимать всю сложность управления таким производством. Растем мы как компания, растут и наши менеджеры. Например, Сергей Костылев начинал свой трудовой путь на макаронной фабрике, а теперь вырос до генерального директора нашей корпорации. Или Сергей Хвостиков. Когда-то он занимался сбором макулатуры, а теперь руководит Братским ЛПК. Кроме того, мы стараемся привлекать в российскую экономику иностранный капитал. Скажем, все той же швейцарской "Интерцез", которая владеет в "Илим Палп Энтерпрайз" значительным пакетом акций.
- Кстати, о политической поддержке. Насколько вы ощущаете ее в ходе нынешнего акционерного конфликта на Котласском ЦБК?
- Ощущаем, и даже очень. Разумеется, вся эта поддержка идет на уровне личных встреч и консультаций в различных органах власти. Официально представители государства не имеют права комментировать или как-то вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов. К сожалению, такой внешне достойной позицией порой можно прикрыть собственную непринципиальность, отойти в сторону до произвольного разрешения конфликта. И здесь очень ценна та поддержка, которую оказывает нам прокурор Архангельской области Александр Апанасенко.
- Он единственный?
- Видите ли, Александр Николаевич не только опытный юрист. В своей работе он руководствуется интересами социальной стабильности во всем нашем регионе. Он прекрасно понимает, что от нормальной работы Котласского ЦБК зависит судьба не только небольшого городка Коряжма, но и всей лесопромышленной отрасли России. К тому же у нас сложились давние теплые взаимоотношения и полное понимание друг друга. Наши позиции постоянно обсуждаются и корректируются и на многочисленных неформальных встречах. Все это позволяет Александру Апанасенко оценивать ситуацию с высоты своей гражданской позиции и профессионального опыта, даже не дожидаясь соответствующих решений суда. Мы очень благодарны за его публикации в поддержку "Илим Палпа" на страницах газеты "Правда Севера". Надеемся, другие органы государственной власти тоже займут вскоре принципиальную позицию в отношении так называемых новых собственников Котласского ЦБК.
- И все же, в чем вы видите наиболее важные проблемы всего российского леспрома?
- Прежде всего необходимо устранить пробелы в нашем законодательстве, позволяющие затевать неправовой передел собственности. Я надеюсь, что на примере "Илим Палп Энтерпрайз" эти законодательные "дырки" станут видны всем - и правительству, и судебным инстанциям. А затем нужно создать условия, при которых крупные корпорации смогли бы стать настоящим локомотивом экономики. Только за этим будущее и леспрома, и всей нашей промышленности.
|