В споре акционеров Котласского ЦБК прокурор Архангельской области "равноудалился" от надзора за соблюдением законности.
Институту прокуроров в России почти 300 лет. Основателем его стал Петр Первый, который в 1722 году писал в своем указе: "Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору". Суть же этой профессии государь выразил так: "Сей чин яко око наше".
К сожалению, у среднестатистического россиянина деятельность прокуратуры часто ассоциируется с чем-то скандальным. И если уж скандалы сотрясают Генеральную прокуратуру (а в памяти россиян еще свежи любовные подвиги одного небезызвестного генпрокурора), то что говорить об отдаленных регионах и областях.
Нет, судя по докладам с мест, все очень хорошо. Например, как заявил в прошлом году прокурор Архангельской области Александр Апанасенко, вверенная ему "областная прокуратура ежегодно расследует более 1.000 уголовных дел. Их раскрываемость на 15 проц. выше, чем в среднем по России. За год уровень преступности в области упал на 2 проц., при том что по стране этот показатель вырос на 1 проц.".
Вот только скандал вокруг Котласского целлюлозно-бумажного комбината (г. Коряжма Архангельской области) подпортил все показатели. И как раз на роли в нем прокурора А. Апанасенко хотелось бы остановиться поподробнее.
Как уже неоднократно писала наша газета, спор акционеров этого крупнейшего в Европе предприятия лесной промышленности вышел за рамки правового поля. Миноритарный акционер комбината холдинг "Илим Палп Энтерпрайз" (владеет 25 проц. акций) фактически захватил предприятие с целью блокировать доступ на него членов Совета директоров, избранного в начале июля на собрании акционеров. Хозяйственный спор перерос в подобие военного положения со всеми положенными атрибутами: баррикадами, решетками на окнах, заваренными воротами. В конфликт был втянут рабочий коллектив. Вместо цехов людей выводили на митинги, организовывали рабочие дружины по охране комбината "от захватчиков". В итоге сегодня производство на грани остановки, а социально-политическая ситуация в области резко обострилась.
Такое развитие событий не могло не встревожить местное руководство, ведь Котласский ЦБК - градообразующее предприятие, крупнейший экспортер и налогоплательщик в области. И если губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов выступил как посредник в урегулировании спора акционеров и организатор соответствующих переговоров, то вышеупомянутый А. Апанасенко, который по долгу службы должен олицетворять спокойствие и беспристрастность, скорее напоминает адвоката бывшего хозяина комбината.
Это наглядно продемонстрировала его докладная записка начальнику Управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ государственному советнику юстиции 2-го класса Т. Пахоменко. В ней Апанасенко пишет: "Проведена проверка, в результате которой неправомерных действий, нарушающих права акционеров, со стороны правоохранительных органов либо службы судебных приставов Архангельской области не установлено". Поясним: это значит, что новые законные владельцы комбината не предпринимали, да и не собирались предпринимать никакого силового захвата (тезис, который настойчиво продвигало в среду рабочих руководство "Илим Палпа").
Однако далее в своем докладе прокурор "не исключает попытки силового проникновения посторонних людей на территорию комбината". И добавляет: "В целях предотвращения этого и для обеспечения нормальной работы предприятия железнодорожными вагонами перекрыт проезд автотранспорта к ЦБК, силами службы безопасности и сотрудниками милиции значительно усилен пропускной режим в здание комбината, в повышенном режиме работа ют сотрудники ГОВД г. г. Коряжмы, Котласа и близлежащих районов". Очевидно, по мнению прокурора, силовое воспрепятствование приходу на предприятие законно избранного руководства и перегораживание его вагонами и есть "нормальная работа".
Дальше - больше. А. Апанасенко апеллирует к неподтвержденной информации, да еще и открыто признается в этом в докладе руководству: "По непроверенным данным ведомственной службы безопасности, к городу подтягиваются большие группы людей, представляющих интересы новых акционеров", что ведет "к усилению напряженности". Напугав таким образом Генпрокуратуру, он призывает к "немедленной отмене ряда судебных документов", надо полагать, подтверждающих законность претензий новой администрации комбината.
Следует подчеркнуть, что свое письмо в Генпрокуратуру А. Апанасенко опубликовал 17 июля в местной газете "Правда Севера", подконтрольной руководству "Илим Палп Энтерпрайз". Однако самое интересное, что за сутки до этого (т.е. 16 июля) полный текст служебной записки со всеми положенными реквизитами был размещен на сайте все того же "Илим Палпа". А по информации источника в архангельской областной администрации, на вопрос руководства области о цели распространения своей служебной
переписки в СМИ А. Апанасенко ответил: "А почему бы и нет?" Комментарии излишни.
Подобную политику проводит и непосредственный представитель А. Апанасенко на комбинате - начальник Управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Архангельской облпрокуратуры В. Зайнулин. Он также тиражирует в местных газетах заявления, почти дословно копирующие слова своего шефа. Признавая в своем интервью той же "Правде Севера", что окончательно разрешить ситуацию вокруг Котласского ЦБК может только суд, Зайнулин тут же безапелляционно заявляет: "Собрание акционеров было нелегитимно".
Сейчас, когда при помощи губернатора Архангельской области Анатолия Ефремова сделан первый шаг к стабилизации ситуации на Котласском ЦБК, очень нужен взвешенный подход к проблеме и со стороны акционеров предприятия, и со стороны правоохранительных органов. Объективность и беспристрастность всегда были лучшими качествами служителей Фемиды. Однако с сожалением приходится констатировать, что в Архангельской области "государево око" практически самоустранилось от надзора за соблюдением законности.
|