Константиновский дворец в Стрельне становится новой резиденцией президента Путина. "Новая газета" посвятила этому событию целую серию материалов еще в 2000 году, когда этот факт оставался на уровне слухов. В публикации "И будет помнить вся Россия про тень Бородина" (№58 от 23.10.2000) мы ознакомили читателей с финансовой подоплекой реконструкции Константиновского дворца и искренне надеялись, что эта идея - лишь плод воображения чиновников из администрации президента, желавших угодить боссу. Ан нет! Как оказалось, проект этот вполне реален и, более того, осуществится в ближайшее время.
А начиналось все с официального письма (УДИ-2684) управляющего делами администрации президента В. Кожина губернатору Санкт-Петербурга В. Яковлеву:
Уважаемый Владимир Анатольевич!
В целях сохранения уникального памятника русской архитектуры дворцово-паркового ансамбля "Стрельна" Управление делами Президента Российской Федерации поддерживает инициативу общественности, Комитета ГИОП Администрации г. Санкт-Петербурга, Государственного музея-заповедника "Петергоф" о создании на базе дворцового комплекса Морской резиденции Президента Российской Федерации.
В настоящее время Министерство имущественных отношений Российской Федерации готовит документы для передачи в установленном порядке Стрельнинского (Константиновского) дворца с земельным участком и находящимися на нем сооружениями дворцово-паркового ансамбля, являющимися федеральной собственностью, в оперативное управление Управлению делами Президента Российской Федерации.
В связи с изложенным, уважаемый Владимир Анатольевич, Управление делами просит Вас дать указание соответствующим службам об освобождении помещений указанного Дворца и подготовке необходимых документов для передачи ансамбля "Стрельна" Управлению делами Президента Российской Федерации.
Одновременно Управление делами Президента Российской Федерации считало бы целесообразным Администрации г. Санкт-Петербурга совместно с Министерством культуры Российской Федерации и с учетом инициативных предложений общественности, Комитета ГИОП Администрации г. Санкт-Петербурга и ГМЗ "Петергоф" разработать концепцию дальнейшего существования Ансамбля и проект его реконструкции.
О Вашем решении прошу сообщить.
В. Кожин.
Яковлев безоговорочно ставит резолюцию.
Реставрация
Ремонтные и реставрационные работы только впереди. И конструкторам придется изрядно "попотеть".
Во-первых, дворец заражен грибком, "избавиться" от которого можно только с помощью уникальной немецкой технологии. Немцы же, наученные горьким опытом "Нойдорф-Стрельна", - они были "наказаны" российскими партнерами на 250 000 долларов (см. "Под Грефом - "секретно"", "Новая газета" № 21 от 29.05.2000), - конечно же, не поделятся ею бесплатно. А президента с грибком представить весьма сложно.
Во-вторых, в недрах грунта, на котором стоит дворец, находится минеральный источник, заполонивший весь подвал, - и это может закончиться фатально.
В-третьих, необходимо отремонтировать Голубой зал дворца. И такой ремонт потребует 10-15 млн долларов.
Финансы
По данным источников "Новой газеты", Управление делами президента называло 300 млн рублей как сумму, необходимую для реконструкции.
По оценкам же специалистов, только реконструкция экстерьера дворца обойдется бюджету в 40 млн долларов минимум, а на те 300 млн руб., о которых заявляло само Управление делами президента, можно реконструировать только сантехнику.
В принципе, озвученная сумма в 300 млн наталкивает на мысль об очередной афере: деньги выделят - они куда-нибудь исчезнут, а потом попросят денег еще - как раз те самые 40 млн долларов. На полпути работу, мол, не бросишь, раз ее делают лично для первого лица государства.
Итак, давайте посчитаем: 40 млн долларов (экстерьер) плюс 10 млн долларов (считаем по минимуму реконструкцию зала) + 300 млн рублей (сантехника). Получаем около 60 млн долларов! Но мы еще не учли злосчастный грибок и соленые деньги в подвалах.
История дворца
Константиновский дворец обречен переходить из рук одних аферистов к другим.
В советское время во дворце размещались и детская трудовая колония, и Арктическое военное училище. Пока, наконец, за восстановление памятника не взялось АО "Ролс", которое, не дожидаясь городских инвестиций, реконструировало все - начиная с водопровода и заканчивая Музеем князя Константина Романова. Хранительницей музея стала Галина Ерегина. Она, кстати, по крупицам собирала экспозиции некоторых музейных залов.
Однако мэрии неожиданно понадобилось сдать этот архитектурный ансамбль в аренду сроком на 49 лет (!) неизвестно откуда взявшейся турецкой фирме ООО "Авиакомпания "Петр I" в лице Гасанова Мозахира Абульфас-оглы. "Сделка" состоялась 23 сентября 1999 года, а 24 сентября АО "Ролс" получает письмо от председателя КГИОП, одного из подразделений Комитета по управлению госимуществом Санкт-Петербурга (КУГИ), Никиты Явейна, датированное почему-то 9 сентября, с настоятельным предложением расторгнуть охранно-арендный контракт.
Интересно отметить, что турецкий г-н Гасанов уже пытался приобрести другой архитектурный комплекс "Знаменка", чтобы устроить там игорное заведение. Питерские же власти вместо этого предоставили ему Константиновский дворец. Арендная плата составляет 838 008 долларов.
Некоторое время спустя состоялась знаменательная встреча - между Яковлевым и хранительницей Константиновского музея Г. Ерегиной. Губернатор сообщал ей о судьбе дворца, а возражения, что с музеем так не поступают, не слушал. Вот как комментируют происходящее специалисты:
"...Действия КУГИ содержат грубейшие нарушения действующего законодательства. Любая передача федеральной собственности от одного арендатора другому может осуществляться лишь через тендер. Решение о выставлении на тендер может быть принято только по заключению арбитражного суда о расторжении договора с действительным арендатором".
Да и решение о передаче само по себе выглядит достаточно странно: документ без печатей и необходимых подписей. И тем не менее оно вступило в силу, музей выставили на улицу, бывших арендаторов "кинули". Все ломали голову: зачем? "Новая газета" предположила, что все это ради президента. И не ошиблась.
P.S. Конечно, если исторический памятник можно спасти только ради президента, то пусть он там и живет, и пусть таких резиденций будет побольше. Но финансовая сторона дела должна быть понятна и прозрачна, чтобы не вызывать никаких подозрений.
|